Традиции оживают
Книга «Тайна Могилянки и пропавший ключ» Юлии Стаховской как путеводитель по старой и современной АкадемииТрадиции существуют благодаря тем, кто продлевает их жизни, сохраняя и напоминая о том наследии, которое мы с вами имеем. Книгу «Тайна Могилянки и пропавший ключ» Юлии Стаховской можно отнести к таким хранителям памяти об одном из древнейших украинских высших учебных заведений. Теперь о традиции посмотреть в глаза одному из символов вуза — черепахе Альме, чтобы сдать сессию, или легенде о том, как Брюховецкий выиграл в шахматы первую комнату для возрожденной Академии, будут знать не только выпускники НаУКМА. А кроме того, автор в прямом и переносном смысле удивительно переносит всех читателей в древнюю Академию — времена, когда преподавателем Могилянки был Митрофан Довгалевский, а спудеи (так и сегодня называют студентов вуза) имели свои огороды... Недавно в «Художественные вторники с Марко Терен» Юлия Стаховская подробнее рассказала о своей новой книге.
ЧАСЫ-ПОЛИГЛОТ, КОТОРЫЕ ЗНАКОМЫ С ОСНОВАТЕЛЬНИЦЕЙ МОГИЛЯНКИ
Как бы вы отреагировали, если бы солнечные часы, расположенные на территории Могилянки, заговорили для вас? А именно так произошло с второклассницей Лизой Гулевич, главной героиней книги, которая однажды пришла в Музей НаУКМА, который расположен рядом с часами. Как родилась такая завязка истории — автор рассказала во время встречи: «Пошла писать заметки к книге и решила заглянуть во двор Могилянки. Обратила внимание, что знаменитые солнечные часы, построенные по проекту преподавателя математики Киево-Могилянской академии француза Пьера Брульйона, стоят в тени. Подумала, что им, наверное, грустно, ведь довольно часто солнце на них не попадает. И они, пожалуй, бы ожили, если бы на них попал свет. И так желание прикоснуться к этой истории породило завязку. Лиза Гулевич — девочка из киевской семьи. Ее брат Роман очень хочет стать студентом Могилянки, записывается на подготовительные курсы, приводит ее в музей НаУКМА — дом Галшки Гулевичивны, основательницы Академии. И пока семья рассматривает музей, Лиза подходит к часам, достает зеркальце, наводит солнечный зайчик — и часы оживают и начинают говорить с ней по-французски... Они перекидываются несколькими фразами, но поскольку это академические часы, они знают много языков, то переходят на украинский. И тут Лиза узнает, что часы были знакомы и с Галшкой, и со многими деятелями. И хотя они и были созданы чуть позже, чем Академия, но через них течет время. В такой образ воплощается знаменитое мотто НаУКМА: «Время течет, а Киево-Могилянская академия вечна».
КАЖДЫЙ РАЗДЕЛ — ПЕРИОД ИСТОРИИ МОГИЛЯНКИ
Фантастические элементы книги не случайны. Как прокомментировала сама автор, они помогали выстраивать сюжет текста. А еще, добавим от себя, раскрывать историю Могилянки и легенды уже в этом времени. В каждом разделе Юлия Стаховская пытается показать разные периоды существования Академии. В частности, из книги можно узнать, что именно изучали в Могилянке, чем тривиум отличался от квадривиума, как наказывали спудеев, опоздавших на занятия... А еще о быте студентов, например, как они ловили рыбу в Днепре или ухаживали за огородами.
В то же время речь идет не только о прошлом, а и о фактах, рассказах, возникших недавно. Они так же неотделимо вплетены в сюжетную канву книги. Например, легенда, которую в шутку говорят, наверное, всем студентам Могилянки — что где-то в фундаменте заведения должна быть спрятана подводная лодка. Дело в том, что до возрождения вуза здесь было военно-морское политическое училище. А поскольку до моря — сотни километров, то в шутку стали говорить, что субмарина находилась в фундаменте НаУКМА, ведь надо было где-то тренироваться.
Так вот эту известную для могилянцев историю Юлия Стаховская трансформирует в поиск другой подводной лодки — казацкой. Здесь автор ссылается на иностранного историка XVI в., который описывал, как казаки незаметно подплывали на подводных лодках к турецким галерам и освобождали своих соотечественников. Приводит автор и такой интересный факт: один из военных кораблей Королевского военно-морского флота Великобритании времен Второй мировой войны был назван в честь казаков (HMS Cossack (F03)).
Впрочем, книга сохраняет и те легенды, которые уже малоизвестны даже более поздним выпускникам Могилянки, например, история о корзине с клубникой. Когда НаУКМА только возродилась и объявила первый набор, многие отнеслись к вузу с недоверием, не зная, сколько именно тот просуществует (порой студенты поступали в Могилянку и на всякий случай учились заочно в другом вузе, чтобы если что — иметь диплом). Так вот, в первые дни вступительной кампании в Могилянку зашла бабушка, рассказала, что живет рядом, и принесла работникам Академии корзину с клубникой, пожелав, чтобы их такое красивое и нужное дело процветало. И говорят, что только бабушка ушла из Могилянки, раздался звонок из приемной комиссии — пришел первый абитуриент.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ БАРОККО
Кроме истории, легенд и вымышленных персонажей, еще одним важным компонентом книги является литература. Книги здесь — как временные тоннели, по которым персонажи могут путешествовать из эпохи в эпоху. Один из персонажей даже получил медаль книгомарафонца, потому что проехал книжную дистанцию из? десяти томов Ивана Нечуя-Левицкого. К тому же существующее в литературе здесь воплощается в реальность. В частности, стихотворение «Лабиринт» Митрофана Довгалевского приобретает реальные, физические очертания. И не только оно. Как говорится в истории: «Із книжки раптом засяяло світло, і весь простір став ніби рідким мерехтливим дзеркалом, що відображало слова й малюнки. Ліза просто не вірила своїм очам. Пташка сіла на плетену з літер огорожу саду з табличкою, на котрій було написано «HORTUS POETICUS» — «Сад поетичний». Брама заскрипіла й відчинилася, перед усіма читачами, чи то глядачами, розкинулися клумби найрізноманітніших форм із розкішною рослинністю, а за ними випускав білі струмені води фонтан». Последний, кстати, по словам рассказчицы произведения, успел зафиксировать Григорий Сковорода, и теперь все мы можем увидеть его на купюре 500 гривен. Упомянутая птичка — тоже необычная, она питается гласными звуками, а в клюве держит старославянскую букву юс большой.
«Мне хотелось показать, что с пластом барочной литературы можно очень интересно поиграть», — рассказывает Юлия Стаховская. И автору это прекрасно удается: в чрезвычайно интересной форме дети (на которых прежде всего ориентирована книга), а с ними и родители открывают для себя удивительно разнообразный мир литературы того времени: от упоминавшегося уже Митрофана Довгалевского до Ивана Величковского.
«Я училась в Могилянке на филологии. Моя любовь к ней и желание показать, какие чрезвычайные факты связаны с Академией, напомнить легенды этого заведения, вписать это в историю барочного Киева и стали причиной появления этой книги», — поделилась Юлия Стаховская. И справилась с задачей, создав фантастическое интеллектуальное приключение, из которого много нового могут узнать и дети, и их родители. А еще автор анонсировала, что уже почти готова книга об Острожской академии (в которой Юлия Стаховская училась год) и ждет своего издателя. Надеемся, что и эта книга скоро выйдет в печати.