Тропами бродяг и неизвестной истории
Алексей Чупа представил новую книгу «Бомжі Донбасу»
Недавно молодое издательство «Дискурсус» запустило серию «Свіжа проза». Первой вышла книжка Алексея Чупы «Бомжі Донбасу». Невзирая на не очень ароматное название, проза — свежая и интересная. Казалось бы, что хорошего в жизни бродяг? Тему бомжей предпочитают не афишировать, а здесь — целая книжка. Людям привычно читать о сытых во всех смыслах личностях. Биографии известных и знаменитых продаются «на ура», вызывают восторг. Читатель, убежденный в том, что никогда не достигнет подобных высот, радостно смакует счастливые судьбы. Судьба же бездомных — пугает, упасть на самое дно общества значительно легче. Достаточно непонятных махинаций с недвижимостью, как это было у одного из героев книги Малевича, и ты — бомж.
«Бомжі Донбасу» — это, действительно, истории жизни четырех бездомных. Начинается рассказ с того, что главный герой, проходя мимо кладбища, решает наложить на себя руки. Но в конечном итоге осознает, что он не Григорий Сковорода, который, если верить, вырыл себе яму, лег в нее и отошел в вечность. Подумав, что «смерть на кладбище — это далеко не дармовой пропуск в мир покоя и забвения», решает еще пожить. И эта первая маленькая победа над смертью прибавляет оптимизма. Хочется дочитать произведение, увидеть другую грань жизни. Откуда автор ее знает — неизвестно, но прочитав книгу, не покидает мысль о том, что эти персонажи — не выдумка, а реальные обитатели реального шахтерского города. Я представляла, как их депрессивный мир проектируется на мой собственный, как выпадает на него осадок этих сломанных жизней. Однако в книге нет отчаяния — есть горечь за прошлым. А с юмором любая ситуация воспринимается легче. Автор хорошо сдобрил им текст.
Бомжи Чупы знакомы с произведениями Томаса Мора и Кампанеллы, не злоупотребляют алкоголем, летом, беспокоясь о собственном здоровье, не едят мяса... И живут, начихав на мнение социума. Они — благородные, заботятся друг о друге и общаются на украинском языке. И это невзирая на то, что события происходят в промышленной Макеевке! «Если скажешь, что ты вот такой из Макеевки и общаешься не на русском, тебя забросают вопросами, почему так произошло, что я этим хочу доказать, кого я хочу обмануть, но и после подробных ответов на вопросы все равно никто не верит». Как перелетные птицы, они путешествуют с места на место и вместе перебираются в теплые края зимой. По дороге их преследуют милиционеры и бродяги из других районов города. Они гонимы голодом и подростками, которые могут и поиздеваться. А простые прохожие смотрят на них с раздражением и отвращением. Им редко снятся сны: «Когда ты бездомный, каждый прожитый день поднимается с прогретым воздухом, снам просто неоткуда взяться. Возможно, потому нам всегда так пусто». А когда и снятся, то тревожные и коллективные.
Один из персонажей в начале 90-х перебрался из Тернопольщины на Донбасс, с целью... украинизации местных. «Где-где, а в этом краю сильных людей остатки коммунизма отомрут быстрее всего», — думал он. Как видим, «остатки» отмирают плохо. Однако то, что вместо просветителя он стал бомжем, не очень волнует героя. В конце концов, именно он украинизировал трех приятелей по улице. Чем не повод для гордости? «Невзирая на всю запущенность промышленности и забитость местных жителей, здесь могут закрутиться безумные деньги, если навести порядок, из этого региона можно сделать настоящую конфетку — было бы желание, — рассуждает он. — И тот, кто дерет горло по поводу того, чтобы «позволить им свалить куда хотят», пожалеет, если они все-таки свалят. Но все же меня как украинца радует то, что все эти разговоры начинают исключительно политические деятели. А обычные люди — никогда, потому что они хотят нормальной жизни и достойного отношения к себе».
Дочитав книжку до половины, читатель думает, что и следующая часть будет о буднях бомжей. Но здесь начинается самое интересно, то, что в аннотации определено как «роман в романе». На территории заброшенного завода, в котором наша компания решила зимовать, появляется странный старик. Дед, как оказалось — местный пенсионер. Он знает какую-то тайну, которая, как он говорит, касается всего украинского народа, и готов поведать ее четырем бродягам. «Травы имеют корни, а эти люди — не имеют, — делится он собственными рефлексиями по поводу жителей Донбасса. — Они, как детские игрушки, пластмассовые солдатики, выставленные на широком большом столе. Их количество и величина не имеют никакого значения: достаточно чьей-то прихоти — и всех их можно смахнуть в небытие одним движением. Вот откуда это все — в степи нельзя чувствовать себя своим, здесь все чужие, временные, неуместные. Здесь только травы — свои, только степные травы, но и они в значительной степени вытоптаны и уничтожены». Старик рассказывает о детстве во Львове и временах советской и немецкой оккупации: «Война — это страшная вещь. Эта — когда-то окончится, а следующей, надеюсь, ты не застанешь. Самое ценное, что есть в жизни — люди, а после людей — книги. Если можешь спасти человека — спаси его, если не можешь — сохрани его книги, он будет жить в них, пока страницы не превратятся в порох».
Впоследствии загадочный старик ведет новых соседей в подземные ходы завода, рассказывает о подтасовке истории и читает им рукопись XVII века, в которой, — «правда о нашей стране»: «Украина настоящая, давно закатившая в асфальт и затоптанная врагами, люди оторваны от корней и считают себя не теми, кем они являются. Пока им не рассказать, пока они не поверят, дела здесь не будет». На читателя, как и на героев повествования, несется масса фактов, в которые хочется верить. Хочется открыть интернет и убедиться, не было ли случайно в истории Украины города Ярограда с его утопическим укладом: «Кто хочет мира, а не войны с нами, кто не копье, а открытую руку протягивает в нашу сторону, тот братом нашим является, и не имеем права отказать в просьбе делить с нами радости и беды». На самом ли деле «Мокричі» и «Чорне Місто» — колыбель могучего украинского народа?
Подытоживая собственные впечатления, скажу, что в перерывах между чтением новостей с востока, стоит познакомиться и с историей бомжей Донбасса. Читается она легко, а «карманный» формат книги удобен в транспорте. В судьбах этих бродяг, как и в мифических упоминаниях о древних городах, как ни парадоксально, — можно увидеть себя, а то и всех украинцев.
Выпуск газеты №:
№169, (2014)Section
Украинцы - читайте!