«Усатый» фестиваль
Сегодня в Киеве — последний день литературно-художественного марафона «КобзарТ»
28 марта в Пространстве культурной коммуникации «Лавра» открылся восьмидневный литературно-художественный фестиваль «КобзарТ». В рамках фестиваля открылась выставка современного украинского искусства «А тепер? Сила мистецтва. Українське мистецтво в період кризи, раздумів і скорботи».
Это не первая попытка галереи «Лавра» синтезировать разные роды и жанры, потому что синтетические проекты, хоть может и не такие масштабные, здесь проходили и раньше. Но это событие является знаковым, потому что отныне вещи будут называться своими именами, в частности, таким способом муниципальная галерея превратилась в пространство культурной коммуникации. Об этом сообщила директор «Лавры» Татьяна Миронова: «Это — коммуникация между всеми видами искусства, которые можно себе представить. А также коммуникация между людьми, поколениями. Это совпало с нашим простым желанием отметить каким-то событием Шевченковскую дату. Так и появилась идея фестиваля «КобзарТ», который объединил в себе музыку, поэзию, кинематограф и современное визуальное искусство».
Арт-директор фестиваля Богдан Горобчук отметил, что запад отличается от всего разнообразия празднований Шевченковского юбилея: «Мы воспринимаем 200-летие со дня рождения Шевченко не как дату, которую необходимо отметить для галочки, или только потому, что Шевченко является большим пророком или моральным авторитетом. Все это хорошо, но для «КобзарТ» Шевченко является прежде всего выдающимся мастером — блестящим поэтом и художником».
Возможно, поэтому и начался этот литературно-художественный фестиваль открытием выставки «А тепер? Сила мистецтва». Ее куратор Рейнальд Шумахер отметил: «Идея экспозиции родилась во время революции. Эта выставка очень важна, потому что речь идет о силе искусства, которая заключается в том, что у нас есть возможность посмотреть на что-то под другим углом, узреть другие точки зрения, рассуждать, изменить свое мировоззрение».
В частности, видеоарт Марии Куликовской «Бити чи не бити» — это своеобразная аллюзия на гитлеровскую Германию и Олимпиаду 1936 года, которую мы знаем по кадрам Лени Рифеншталь. В кадре Куликовской — сам автор. Девушка грациозно двигается, а затем молотком разбивает колонны из кирпичей обожженной соли. Это случилось в зале PinchukArtCentre, куда пробралась художница, чтобы завершить свою работу художественным разрушением. «Это очень открытый подход, — восторженно резюмирует Шумахер, — И очень поэтическая работа».
Наверно наиболее актуальной в настоящее время есть робота Ксении Гнилицкой «Крихкість ідентифікації». «Удивительно, что художники могут предугадывать события», — говорит Шумахер. Паспорт гражданина Украины и гражданина Российской Федерации из шамота были созданы задолго до крымских событий. Также злободневной является работа «Сувенір» Сергея Попова, на которой демонстрируется разрушение памятника Ленина, когда его разбивают на куски, а люди из толпы берут их себе на память.
Наиболее масштабной за размерами оказалась робота Владимира Кузнецова, выполненная в красных, черных и белых цветах. Она переходит из одной стены на другую и рассказывает о недавних киевских событиях. Фигура в черном лежит неподвижная, вокруг кровь. «Но есть и очень трогательные моменты, если посмотреть на маленьких человечков. Есть читающий человек, человек возле лептопа. Они символизируют ежедневные моменты Майдана», — отметил Шумахер.
Портреты Леси Хоменко под общим названием «Малювання на Майдані» были рисованы под копирку, оригиналы остались майдановцам. Среди них — много знакомых лиц, в частности лицо Сергея Нигояна. Кстати, этот парень попал также в недавно представленную ленту Сергея Проскурни «Наш Шевченко» — он там читает отрывок из Шевченковского «Кавказа». И это какая-то фатальная случайность, иначе не скажешь.
Известный любителям современной литературы художник Анатолий Белов, который иллюстрировал спектакль Юрия Андруховича «Альберт, или Наивысшая форма казни», представил в «Лавре» свои, как говорит куратор выставки, слегка романтические живописные работы — эскизы для музыкального фильма «Секс, Лекарственное, Рок-н-ролл». «Это — попытка написания киносценария. Я писал его через рисунок как метод, через визуальное, — рассказывает автор. — Эти работы — промежуточный этап, как эскизы, заметки, но не как законченные рисунки, лишь как материал. Недавно появилась возможность снять кусочек ленты, и он уже есть в сети. В целом это будет полный метр». Визуальные работы Белова включают тексты песен и истории из газетных вырезок.
Неизгладимое впечатление произвел на посетителей фестиваля замечательно организованный поэтический вечер «Шевченкові вуса». Тридцать поэтес и поэтов разного возраста выходили читать свои стихотворения с усами — настоящими или накладными. Так они пытались почувствовать себя на месте Тараса, и все же в итоге направляли иронию против себя. Среди них были Евгения Чуприна, Мария Влад, Тарас Малкович, Оксана Гаджий и много других. Ведущие братья Капрановы поддерживали этих «тридцать спартанцев» из литературы шутками, прибаутками и остроумными замечаниями. «Когда Шевченко имел усы на купюрах, гривна была стабильной, — начали они о колебании курса валют, — Как только Тигипко сделал его без усов, началась инфляция».
Каждого «кобзартовского» дня происходило поэтическое или театральное событие, а после него — выступление групп. Среди них группа «Телері», дуэт уже упомянутых братьев Капрановых, группа Кристины Халимовой, фолк-группа The Doox, группа «воЦап», выступление барда Ореста Крысы и других. Во время поэтического слэма поэты соревновались, читая стихотворения Шевченко, а также свои собственные. А проект «Літпошта» попробовал вернуть собравшихся к традиционной переписке.
Фестиваль «КобзарТ» не обошел работы современных киномастеров. В частности, это направление открыла мощная видеоработа Зинаиды Лихачевой «Осінь така мила», что создана к 200-летию Тараса Шевченко. Автор визуализировал традиционный образ женщины-Украины, который в конце видео превращается в современный.
Директор «Лавры» Татьяна Миронова надеется сделать «КобзарТ» ежегодным событием, а также и в дальнейшем планирует работать в направлении синтеза искусств. В частности, было заявлено об апрельской акции «Словосад». Это действо будет заключаться не только в чтении поэтами стихотворений, но и в посадке деревьев на территории Пространства культурной коммуникации «Лавра». А в ближайшее время в этих стенах состоится фестиваль уличной музыки. Также в галерее отметили, что они всегда открыты для интересных предложений от художников.
Выпуск газеты №:
№61, (2014)Section
Украинцы - читайте!