«В Украине больше всего читают дети»
Писательница Лариса Ницой — о том, как открывать мир книг для взрослых
С Ларисой Николаевной мы хотели пообщаться давно, и вот нашли приятный повод для этого — вручили ей Корону «Дня» за создание феномена в образовательном процессе. Без преувеличения, так и есть. Волна «Взрослые читают детям» охватила страну, благодаря ей многие люди — врачи, пожарники, бухгалтера, айтишники и т.п. — вспомнили, насколько интересно и полезно проводить досуг с книгой.
Учитель по специальности, Лариса Ницой пишет детские книжки и является активной участницей образовательного процесса в Украине. Лариса Николаевна много работает «в поле» — часто выступает в школах. А в своих книгах поднимает такие важные темы, как, например, проблемы людей с инвалидностью. О том, почему украинские подходы к продвижению чтения являются неправильными, что мешает «знакомству» украинской книги с аудиторией, и чем сельские школы отличаются от городских, писательница рассказала «Дню».
«ВЗРОСЛАЯ ИГРА В ДЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ»
— Лариса Николаевна, в марте этого года вы положили начало в соцсетях Всеукраинской волне «Взрослые читают детям». Что вас натолкнуло на такую идею?
— Волна имеет интересную историю. Ее не поддержали профильные областные руководители, но поддержали обычные люди, и Волна пошла в народ. Началось с того, что я, изучив опыт развитых стран и сравнив с нашим опытом, поняла, что в Украине подходы в пропагандированию чтения неправильные. В демократических развитых странах чтению нации уделяется много государственного внимания. Считается, что народ, который не читает, не умеет критически мыслить, а отсюда принимает неправильные решения дома, на рынке, на работе и — внимание! — на выборах.
В других странах под чтение разрабатываются разные проекты и закладываются средства в бюджет. Ну вот, например, и у нас, и в цивилизованных странах есть неделя детских чтений. Я сравнила эти два проекта и открыла, что наши подходы и зарубежные — абсолютно противоположны. Наш подход к неделе чтений такой: дети в эту неделю привлекаются к активному чтению и обсуждению детских книг. Казалось бы, все логично, однако хочу спросить, а в другие дни дети что делают в школе? Да они только то и делают, что читают. Я вообще считаю, что дети — самая читающая прослойка населения в нашей стране. Неделя детских чтений должна быть праздником. А выглядит это так: дети каждый день читают, а в неделю детских чтений читают вдвое больше. Ешьте, дети, каждый день кашу, а в праздничные дни — двойную порцию каши. Какой же это праздник?
Как это происходит в процветающих странах? У них во время недели детских чтений детские книги читают взрослые. Представляете? Детей читать не заставляют. У них в эти недели стоит задача привлечь внимание людей к чтению. Придумываются с чтением разные проделки. Читают на дне моря с аквалангами, читают в пещерах, читают полицейские, читают врачи, то есть взрослые играют в детские чтения. Поэтому я, изучив опыт других стран, после Майдана обратилась в Министерство культуры с проектом, чтобы переформатировать нашу неделю детских чтений, вывести детские чтения из библиотек и школ «на улицу», в общественные, людные места. Провести в стране такую взрослую игру в детские чтения в кафе, ресторанах, парках, на тротуарах — где угодно, главный акцент на том, что читают детские книжки взрослые разных профессий и разного возраста в разных неожиданных местах. Такая игра в чтение была бы полезна нашему напряженному обществу для разрядки. Дети в эти дни должны не читать, а смотреть, как это делают взрослые. Им в эти дни читать не давать. Такие чтения должны быть веселыми, креативными, разными. Этот проект уникален тем, что на него не нужны средства!
«УКРАИНЦАМ НУЖНО УЧИТЬСЯ РАЗВЛЕКАТЬСЯ»
— И как поддержали вашу инициативу?
— Евгений Нищук, еще когда в первый раз возглавлял Министерство культуры, поддержал. Дал указание низшим структурам собрать совещание, новые подходы обсудить и внедрить. На совещании все и закончилось. Созвали библиотечное начальство из всех областей, они меня раскритиковали, спросили, кто я такая, чтобы идеи выдвигать. Они годами проводили эти недели в библиотеках для детей и будут проводить и дальше, а меня послали гулять. Я не очень опечалилась, понимаю, что «закаленным кадрам» нужно «переварить» и созреть, поэтому пошла, так сказать, «в народ». Я положила начало в социальных сетях Волне «Взрослые читают детям», основным условием которой было снять на телефон одну минуту чтения взрослым человеком детской книжки, и чтобы это было не просто, а как-то необычно, креативно. Этот отснятый ролик нужно было поместить в социальной сети и отметить следующего человека, который должен сделать то же самое. Людям такая игра понравилась, и у нас было множество замечательных видео. Дети на это смотрели и хохотали. Взрослые тоже отметили, что, снимая, насмеялись. Прекрасный эффект.
— Как планируете развивать проект?
— Планирую провести весной вторую Волну, причем это уже будет не просто чтение, а конкурс снятых на телефон видеороликов на самое неожиданное чтение детской книжки взрослыми. Еще и введем денежную премию. Так что готовьтесь.
Я считаю, что проекты, как эта Волна чтений, очень полезны. Во-первых, мы привлекаем к чтению детей, не заставляя их при этом читать. Во-вторых, это убеждает детей и взрослых, что чтение — это веселое и модное времяпровождение. В-третьих, мы напоминаем взрослым, что нужно читать, потому что Украина, к сожалению, занимает последние строчки в рейтинге чтения среди европейских стран, и это рейтинг нечтения именно взрослых. В-четвертых, украинцам нужно учиться развлекаться. Наша нация разучилась улыбаться и расслабляться. А такие инициативы снимают напряжение в обществе. И, если на то пошло, такие проекты детских чтений сближают и сдруживают семьи.
«В СОЦИАЛИЗАЦИИ НУЖДАЮТСЯ ВСЕ ЛЮДИ»
— Ваша книга «Дві бабуськи в незвичайній школі, або Скарб у візку», изданная в этом году, поднимает тему людей с инвалидностью в социуме. Как надо рассказывать о таких вещах детям?
— Я очень рада, что эта книга пришлась по вкусу украинским читателям. Немногим больше чем за полгода весь тираж «Двух бабусьок...» раскупили, а это, согласитесь, замечательный показатель. Книга приключенческая, веселая, несмотря на то, что один из главных героев — мальчик-колясочник. Казалось бы, чему там веселиться. Однако я подумала, если мы говорим, что люди с инвалидностью такие, как мы, а мы такие, как они, почему бы не сделать моего персонажа-колясочника именно «таким», полноценным. Ну и что, что он в коляске? Он начитанный, у него есть чувство юмора. Ему в уста я вложила фразу: «Я — нормальный, просто у меня вместо ног — колеса!»
В европейских странах я видела, что людям с инвалидностью живется легче, чем у нас. Конечно, у них тоже достаточно проблем, но в развитых странах все строится с учетом того, что рядом есть люди с особыми потребностями. Мне захотелось, чтобы и у нас так было. И книгу писала так, как будто у нас уже это есть, и мой главный герой может много где бывать. Конечно, я заложила и проблему. Герой мечтает учиться в школе вместе со своими здоровыми друзьями, но их школа не приспособлена для колясочников. Знакомая нам ситуация: высокие пороги, крутая лестница. В книге эта проблема решается. Немного наивным образом, но это детская книжка. Дети находят сокровище, но не присваивают его, а строят школу, в которой будут учиться вместе дети-колясочники и дети с обычными потребностями.
О таких вещах детям нужно рассказывать! Однако не ограничиваться разговорами, а помещать в одно пространство детей с разными физическими потребностями для общего времяпровождения, для общения, чтобы стирались границы, чтобы вырабатывалась привычка. Ведь в социализации нуждаются все люди, не только те, кто с инвалидностью. И моя книга полезна для разных людей с разными потребностями. Очень хочу, чтобы Министерство образования взяло книгу на заметку и предложило ее к чтению в школах для всех детей.
«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА — ЭТО КАК БОЛЬШОЙ ДОМ, В КОТОРОМ СОБРАЛИСЬ РОДСТВЕННИКИ»
— Вы часто выступаете в школах, общаетесь с детьми. Как изменяются украинские школьники?
— Да, я часто бываю в школах. В последнее время так часто, что мне кажется, я там работаю. Школы и детей очень люблю, я же учитель по призванию и образованию, хотя сейчас работаю писательницей. Бывает, муж меня спрашивает: «Что это ты сегодня такая довольная? Не иначе как из школы пришла». С другой стороны, думаю, что нужно свои походы немного ограничить, потому что у меня куча идей и нужно же когда-то и писать, но пока такое ограничение у меня не выходит, зовут — и я бегу.
Люблю все школы: сельские и городские. Сельские и городские школы — разные. Сельские — душевные и теплые. Сельская школа — это как большой дом, в котором собрались родственники, далекие и близкие, соседи и друзья. Там все друг о друге знают, о братьях, сестрах, тетях, дедах. Стенды в сельских школах «Наша школьная семья» — это не формальность, это настоящее. Там царит домашняя атмосфера. Крашенные дощатые полы, цветочки на обоях, самодельные полочки на стенах. В таких школах до слез душевно. Там если учитель и гаркнет иногда на ученика, то это выходит как-то по-матерински, не оскорбительно.
Городские школы — это как офисные центры, а ученики — «белые воротнички». В городских школах с лучшим оснащением, лучшими ремонтами — более официальная обстановка. Отношения деловые. Не представляю себе, чтобы на моего сына в городской школе гаркнули — он сразу выдаст в ответ Конвенцию ООН о правах ребенка, хотя пропустил бы мимо ушей эту же ситуацию в сельской школе. То есть дети в городской школе более урбанизированные, более деловые.
Не хочу оскорбить городских детей, но большими патриотами Украины являются сельские дети. Лозунг «Слава Украине!» для них более глубинный. Оно и не удивительно. Односельчан, которые воюют на востоке, в селе все знают — и дети тоже. Их ждут с фронта — и дети тоже. Переживают — и дети тоже.
Для городских детей лозунг «Слава Украине!» — тоже не пустой звук, однако у них меньше сопереживания, потому что бойцов в городе немногие знают, соответственно круг сопереживания уже.
У сельских и городских детей одинаково пытливые глаза, одинаковая тяга к компьютерам и развлечениям. Сельские и городские дети одинаково говорят, что не хотят читать, но если книгой заинтересовать — одинаково читают «взахлеб».
Ну и если уже речь зашла о книгах, почему-то наблюдаю такую тенденцию. Сельский учитель, как правило, говорит: «Дети, к нам приедет писатель! Это редкая возможность взять автограф у самого автора! Покупайте книги и читайте. Сможете выразить автору свое мнение! Знаете, как ему будет интересно вас послушать!» Городской учитель, обычно, говорит: «Это очень хорошо, что к нам приедет писатель, однако я не могу сказать детям, чтобы они покупали книги, потому что школа и коммерция — несовместимые вещи». И после чьих слов дети больше заинтересуются книгами?
— Как вы оцениваете развитие детской литературы в Украине? Чего еще не хватает?
— Украинским книгам не хватает одного — рынка сбыта, сети книжных магазинов. У украинской книги есть только одна проблема — как дойти до читателя. Украинская книга — это высококачественный конкурентоспособный продукт по содержанию, по оформлению и по полиграфическому исполнению.
Выпуск газеты №:
№238-240, (2016)Section
Украинцы - читайте!