Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Vivere memento Oлега Соловья

«Россия вызвала Донбасс из зазеркалья. Это — не тот, в котором родился и вырос я»
07 апреля, 15:27

...Думал ли когда-то житель Донецка Олег Соловей, что вынужден будет любимую реку Кальмиюс сменить на берега Южного Буга? Думал ли, что место его работы — Донецкий университет — окажется в Виннице? Тем временем «переселенческие настроения» перекрываются беспрерывным трудом.

— Лично вы, родившись на Донетчине, сделали немало для украинского Донбасса: напечатали ряд поэтических сборников и книжек литературной критики на родном языке, преподавали его студентам Донецкого университета, выпускали альманах «Кальміюс»... Что сейчас думаете об этом своем опыте?

— На самом деле выпускать книги на родном языке — это не подвиг, это так же нормально, как дышать. Иногда мне кажется, что мои 44 года, прожитых на Донетчине и в Донецке, — потерянное время. Понятно, что-то произошло (образование, начало трудового и творческого пути), но если оценивать в смысле реализации, то в Донецке украинскому человеку полноценно реализоваться невозможно. Именно поэтому оттуда в свое время выехали И.Дзюба, В.Стус, Л.Талалай, В.Диброва, И. Роздобудько, Н. Неждана, О. Росич и многие другие. Для примера, «Кальміюс» и его редактора намного лучше знали в Ивано-Франковске, Львове, Киеве, Харькове, чем в Донецке.

— Еще раньше критик Анна Билла писала об образе Донецка в вашем творчестве: «Как бы не хотелось герою отобразить свое мышление в жизни этого Города, он безнадежно одинок — как украинец, степовик и мужчина». Что на это скажете?

— Когда я читал эти слова в 2000 году, не совсем им поверил. Вероятно, мой лирический субъект со стороны просматривался более четко, чем для меня самого. Теперь соглашаюсь. Достаточно точный диагноз. Хотя будто с забегом вперед, потому что правдивое космическое одиночество началось приблизительно с 2004-го.

— Известно: слово часто становится предупреждением. В 2013 г. вышел ваш сборник под названием «Час убивць», тогда же — книга критики «Оборонні бої». А о Донецке писали: «Я знаю — этот город хочет крови...». Это — предчувствие, пророчество?

— Знаю, со словами играть нельзя. Хочется думать, что никогда и не играл, и других названий для этих книжек у меня не было. Кстати, эти названия возникли не в 2013-ом, а значительно раньше... Первая подборка из книги стихотворений «Час убивць» была напечатана в журнале «Київська Русь» в 2008 году, а следующая в «Кур’єрі Кривбасу» в 2009 г. Хотя я вкладывал в это название приблизительно тот же смысл, что и Артюр Рембо. Там говорится не о конкретных убийцах, а о масштабном нивелировании гуманизма, о ежедневной фальши и самых разнообразных имитациях. То же самое с «Оборонними боями». Имел в виду оборону культуры, которая не только у нас, но и во всем мире пребывает откровенно под угрозой.

— Еще перед нападением России вы говорили, что Донбасса как чего-то особенного нет — он умер вместе с СССР. Какое будущее у него, по вашему мнению?

— Давно отстаиваю мысль о том, что Донбасса нет, он отошел вместе с СССР, который его и породил в далекую индустриальную эпоху. Но я, в определенном смысле, ошибся. Оказывается, можно оживить труп и по крайней мере в гротесковом образе подбросить живым людям в виде не только ареала обитания, а почти как мечту. Россия вызвала Донбасс из зазеркалья, хотя это был уже совсем не тот Донбасс, в котором я родился и вырос. Нынешний Донбасс не имеет будущего.

— Что нового для вас открыла Винница, в которой теперь живете и работаете?

— О Виннице можно говорить долго. Если коротко, то открыл для себя комфорт маленького уютного городка с красивой архитектурой в центре, к тому же окруженного живописной рекой Южный Буг.

— Исследуете творчество Мыколы Хвылевого, Игоря Костецкого, Василя Стуса, Эммы Андиевской. Что общего видите в этих творческих личностях?

— Да, упомянутые писатели — моя особая читательская и исследовательская страсть. К ним еще стоит добавить отечественного Владимира Свидзинского и француза Мишеля Уэльбека. На мой взгляд, их объединяет невероятное страстное отношение к миру искусства и неподдельное внимание к человеку. Говоря научным языком, их объединяет поэтика экспрессионизма, в основе которой лежит особая этика. Не знаю, возможно, даже христианская...

— Стилистика экспрессионизма для вас особенно близка. Чем именно она актуальна?

  — Актуальность поэтики экспрессионизма, прошу прощение за тавтологию, заключается в ее этической и художественной актуальности. Если посмотреть на историю украинской литературы ХХ века, то это фактически и есть история экспрессионизма. Лишь одиночные феномены не вписываются в эту парадигму или двигаются параллельно, но это явления из исторической перспективы достаточно маргинальные и одиозные (наподобие социалистического реализма).

— Есть ли среди ваших студентов те, на кого возлагаете особые надежды?

  — Несколько людей, действительно, есть. В определенном смысле причастен к их первым попыткам. Ну, а дальше они поплыли самостоятельно и, что приятно, не без ощутимого успеха. Это — Барбара Рединг, автор шести книжек прозы, Алексей Чупа, поэт, переводчик и прозаик. Еще назову Сиру Арутюнян-Бозоян, которая в конце прошлого года дебютировала небольшой, но симпатичной книжицей новелл «Светлячки». Было еще несколько студентов в разные годы, которые писали интересные стихотворения, но большинство из них до литературы так и не дошли, отдав предпочтение более прагматичным занятиям. Есть и сегодня одна студентка (не буду называть ее имя, потому что она в силу личных обстоятельств находится на оккупированной территории), которая показала мне интересную рукопись прозы. Поэтому процесс продолжается. Приблизительно раз в пять лет на моем горизонте возникает молодой человек, который выглядит потенциально интересным писателем или научным работником.

— Каким видите свою творческую жизнь в ближайшие пять лет?

— Когда-то хотел написать роман. Ничего глобального, ничего пафосного, мелкий быт, обычные люди, алкоголь, метафизика незаметных человеческих страданий, отношения мужчин и женщин (на мой взгляд, это единственная тема, касающаяся абсолютно всех). Собственно, у меня есть три незавершенных романа («Абортарій», «Каучукова піхва», «Перемикаючи канали»), но уже не уверен, что когда-то захочу к ним вернуться. Возможно, после моей смерти кто-то их обнародует в разделе «Незавершенное»... (Шучу). Теперь свое назначение на ближайшие годы я вижу в написании исследований об Игоре Костецком, поскольку этот, один из выдающихся украинских писателей ХХ века до сих пор почти никому не известен. Еще хочу написать давно задуманную книжку «Мій товариш Мішель Уельбек». Остается и литературная критика, которая меня уже никуда не отпустит. Как и моя профессия литературоведа, предусматривающая перманентное чтение и научное осмысление прочитанного. Кроме того, не могу жить долго без участия в каком-то культуртрегерстве (назовем это так). Поэтому с начала нынешнего года являюсь соучредителем Проекта актуального дискурса «Пространство Литературы». В качестве определенного (несколько отдаленного) образца берем издательскую деятельность И. Костецкого и Элизабет Котмаер в Мюнхене. Готовим и печатаем актуальные с нашей точки зрения книги, — небольшими тиражами, но артистичными в своем исполнении и полезными для культуры нации. Первые четыре книжки уже в типографии. Следующим будет том И. Костецкого «Оповідання про переможців», которые до сегодняшнего дня издавалась всего один раз в Фюрте в 1946 г. Сборник новелл Костецкого будет оформлен литературно-критическими текстами В. Державина, Г. Шевчука, В. Петрова и моим послесловием. Приблизительно в мае наконец пойдет в печать первая тетрадь «Стусознавчих зошитів», первая и единственная до сих пор профессиональная площадка для стусоведов. Это издание задумывал еще в Донецке в конце 2000-х годов, но не сложилось. Надеюсь также выпустить следующий том своих литературно-критических эссе «Утрачений погляд», который должен был выйти в Донецке еще в июне 2014-го. Уже готовы к макетированию сборники моих рецензий и эссе «Бич Божий» (об О.Ульяненко) и «Орґазм і відчай» (о С. Процюке). Словом, замыслы есть, а как будет — увидим.

СПРАВКА «Дня»

Олег СОЛОВЕЙ — украинский писатель, критик, литературовед. Родился на Донетчине, в г. Шахтерске. Автор 16 книг поэзии, прозы, литературно-критических статей. Основатель и главный редактор литературно-художественного альманаха «Кальміюс». Соучредитель Проекта актуального дискурса «Пространство Литературы» (2016). Основатель и главный редактор научного альманаха «Стусознавчі зошити» (2016). Автор многочисленных статей по истории украинской литературы XX века и проблематики современного литпроцесса. Лауреат литературной премии им. Бориса Нечерды. Преподаватель Донецкого университета. Теперь проживает в Виннице, куда переехал с университетом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать