Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Владимир ПАНЧЕНКО: Экономический национализм дает понимание того, как государство может работать на пользу своим гражданам

30 сентября, 19:48

В наше время много говорят о так называемой партикуляризации знаний — когда большинство квалифицированных специалистов разбираются только в какой-либо одной узкой сфере деятельности и даже не пытаются интересоваться еще чем-нибудь. Часто это относится к книгам, литературе в широком смысле. Впрочем, есть люди, которые с различным успехом не подчиняются таким тенденциям. Например, Владимир Панченко — общественный деятель, журналист, директор департамента инвестиционной и инновационной политики Министерства экономики Украины, а также автор книги для детей «Незвичайне літо», книг о здоровом питании «Фаст-фуд, великий і жахливий», «Українське національне харчування: минуле і майбутнє» и книги «Формування економічної платформи українського націоналістичного руху в 1920—1950-х роках». А еще планирует написать философский детектив.

— Как в одном человеке совмещаются столь различные интересы, знания и умения — писать книги об экономике, питании и книжки для детей?

— Думаю, что не стоит преувеличивать это так называемое сочетание несовместимого. В действительности, мои книги — это просто части жизни. Сначала были дети, потом их питание, а затем — экономика. Вернее, даже не так. Жила-была девочка Лиза — моя дочь, и ей понравились заведения быстрого питания, а я пытался ей объяснить, что это вредно. В одной умной книжечке по психологии прочитал о таком приеме: когда ребенок не хочет что-нибудь воспринимать, нужно превратить все в игру. Так все и началось. Вообще-то еще студентом я собирался писать книги, правда тогда представлял это в стиле коротких новелл Стефана Цвейга и Стивена Кинга. А в принципе мне всегда нравились английские детективы в оригинале, например Агата Кристи. «Десять негритят» были для меня настоящей книгой ужасов... Короче, мы с Лизой фантазировали — вернее, я придумывал, а дочка помогала. И в 1998 году появилась эта, в сущности, поучительная, а по форме приключенческая книга о человеческих органах. В ней монстры преследуют неосторожных детей, которые уменьшились до размеров микробов и путешествуют по желудку и печени. А впоследствии я написал цикл статей о питании для популярного в Днепропетровске рекламного, а на самом деле интеллектуального издания «Бесплатно Всегда». Жаль, что теперь оно закрылось. Эти статьи собрались в книгу. Она, как и остальные мои литературные продукты, — просто попытка донести до читателя что-то сложное в более интересной форме. А еще, когда я пишу о питании — ищу объяснения, почему мы такие и чем отличаемся от других. Например, китайцы: все в мире говорят — какая уникальная нация, какое развитие! А они сами о себе говорят: «у нас только кухня уникальная, а все остальное мы одолжили у европейцев и американцев». То есть питание — это нечто очень индивидуально-национальное, особенно в условиях глобального мира. Шотландец в юбке или украинец в вышиванке — это, скорее, на праздник, а виски и борщ — на каждый день...

— Вернемся к детям. Сегодня из всей украинской литературы именно детский сегмент считается наиболее развитым и востребованным. Означает ли это, что культурный уровень и уровень знаний самого молодого поколения украинцев может оказаться выше нынешнего?

— На самом деле я не верю в прогресс человека. Он, по моему мнению, остается таким, каким его создал Бог. Есть новые технологии, но становятся ли новые поколения с их помощью умнее? Думаю, что нет. Но я не согласен и с утверждением о том, что все кругом приходит в упадок. Не люблю возвращаться в прошлое и не считаю его лучше, чем современность. Кстати, очень раздражаюсь, когда кто-то вспоминает «совок» с ностальгией. Такие люди просто прячутся в свою юность, сознательно или бессознательно выбрасывая из памяти то удушающее унижение несвободы.

— Вспоминаю презентацию вашей книги об экономическом национализме. Тогда она вызвала заметный интерес читателей. Заметили ли вы, что ею заинтересовались практикующие экономисты? Какой в целом уровень их фундаментальных знаний?

— Интересуются. Однако глобальной проблемой украинской экономической науки и системы экономического образования является то, что модель свободного рынка, которая не существует в мире в чистом виде, въелась в головы очень сильно. Для неразвитой страны, каковой является Украина, это чрезвычайно опасно. Это тормозит развитие. Надежда лишь на то, что перемены состоятся благодаря сегодняшним студентам и аспирантам. У них на самом деле нет другого выбора — либо они здесь создадут для себя среду, в которой смогут нормально открывать собственное дело, либо эмигрируют. Экономический национализм дает им понимание того, как государство может работать на пользу своим гражданам. Ведь другие государства служат своим народам, и, к сожалению или к счастью, это не меняется с наступлением эпохи глобализма. А вот что касается инженерных или иных специальных знаний, то здесь ситуация сложная. Для бизнеса нет необходимости выпускать высокотехнологическую продукцию, поэтому общий уровень знаний и умений снижается. Я спрашивал одного сингапурского бизнесмена, чего им не хватает для инвестиций в Украину — законов, политической стабильности или еще чего-нибудь? Он ответил, что не хватает инженеров и техников. А еще рабочих высокой квалификации.

— Ваши книги вышли в свет в Днепропетровске. Насколько этот город сейчас открыт и благосклонен к украинской книге?

— Не очень благосклонен в смысле покупки в магазинах, а вот на презентациях украинских авторов бывает и двести людей, а раньше было по тридцать-сорок. Украиноязычную газету «Экспедиция XXI» читают и любят, правда, выписывать ее пока готовы немногие. А еще я бы сказал, что в Днепропетровске украинский литературный язык как китч воспринимается, а как разговорный — нет. Поэтому пользуется популярностью, например, эпатажный Любко Дереш — нужно меньше думать. А когда читаешь что-нибудь серьезное, язык нужно знать очень хорошо. Да и бумажный формат информации является проблемой. Есть интернет, он изменяет мир читателя, теперь нужны короткие и ясные тексты.

— Владимир, вы как человек, профессионально разбирающийся в книгах и в экономике, могли бы сделать какой-либо прогноз на ближайшее время относительно украинского книгоиздания и книжного рынка?

— Я не издатель, но думаю, что количество прочитанного, а заодно прослушанного и увиденного на украинском языке будет увеличиваться кратно.

— Какие новые книжные проекты можно ожидать от Владимира Панченко?

— Думаю, что я уже близок к какому-то повествованию из 90-х годов в форме философского детектива. Также скоро выйдет сокращенная для широкой общественности версия монографии. И как только выделю по-настоящему время — продолжение исследований зарубежного опыта по внедрению экономического национализма, — там будет над чем поработать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать