Всколыхнет ли общество «Підривна література»?
Массовое национальное сознание до сих пор остается на домодерном уровне
Серия «Дня» «Підривна література» привязана к газетной рубрике «Україна Incognita». И является словно продолжением ее, знакомя массового читателя с магистральными мыслями классических авторов относительно той или иной проблемы национально-государственного строительства. Они стояли перед обществом сто лет назад и остаются, к сожалению, актуальными и в наши дни. За год подготовлено несколько десятков брошюр серии, где напечатаны публицистические выступления интеллектуалов, которые оказали в свое время большое влияние на украинскую общественную жизнь. Не буду перечислять все книги, назову лишь те, которые и сейчас на слуху у каждого гуманитария: Д. Донцов «Модерне москвофільство», В. Петров (Домонтович) «Українська інтелігенція — жертва більшовицького терору», Б. Гринченко «Листи з України Наддніпрянської», Ю. Шевелев «Принципи й етапи більшовицької политики щодо славянських мов у СССР», Е. Маланюка «Малоросійство». Среди авторов есть Т. Шевченко, С. Петлюра, С. Бандера, И. Огиенко, А. Шептицкий, М. Грушевский. Есть и современные авторы Дж. Мейс, Лина Костенко, люди русской культуры — А. Сахаров, еврейской — М. Хейфец, польской — Е. Гедройц. Среди авторов, которые знакомят массового читателя с этими произведениями, выдающиеся деятели культуры и науки И. Дзюба, О. Пахлевская, В. Сергийчук и другие.
Заслуживает полного одобрения идеологическая направляющая проекта. Печатаются прежде всего авторы, которые стояли и стоят на принципе обособленного национального существования Украины. Этот пласт нашей культуры был наглухо закрыт для широкой общественности, потому что представлял литературу «украинского буржуазного национализма» (УБН). Не секрет, что этот УБН во время немилосердного цензурного пресса российского тоталитаризма под лицемерной маской «братского интернационализма» препарировался не иначе, как желание УБНовцев навлечь зло, вражду, травлю на другие неукраинские нации в Украине, а не, как это было в действительности, возглавлять национально-освободительную борьбу за освобождение Украины из колониальной зависимости от, прежде всего, России и Польши, государств с мощными имперскими традициями. Право на национально-освободительную борьбу большевики признавали за народами Африки и Азии, но никоим образом не за Украиной, где такая борьба очернялась, порочилась, подпадала под запрет соответствующих карательных органов.
Создавалось впечатление, что национальный проект был непопулярен среди украинцев, которые писали о самостийницком пути лишь отдельные национально обеспокоенные индивиды. Между тем как, согласно воспоминаниям Н Суровцевой, каждую статью Д. Донцова читала каждая душа огромного украинского общества Петербурга, его цитировали, даже политические конкуренты. А его «Модерне москвофільство» перевернуло представление украинцев о своем будущем, испугало П. Милюкова и все российское общественное мнение так, что вызвало ряд уступок относительно украинцев в Думе в канун Первой мировой войны.
Публицистика Д. Донцова, В. Липинского, М. Грушевского, Е. Маланюка Р. Млиновецкого производила настоящее впечатление «підривної літератури». Она меняла представление людей обо всем предыдущем этапе своей жизни в подимперской действительности. До появления этих книг украинский человек малороссийского сознания добровольно принимал на себя, как писал М. Грушевский в книге «На порозі Нової України» «песій обов’язок супроти Москви», «самоотвержено» служила российским государственным интересам. После прочтения упомянутых книг этот человек становился настоящим, а не с рождения украинцем, и видел свою нацию одной из других полноценных наций мира со своей особой культурой, государством, политическими интересами.
Сегодня ситуация хотя и улучшилась, однако массовое национальное сознание остается до сих пор на домодерном уровне. Эта «підривна література» газеты «День» выполняет свою важную воспитательную функцию. Еще должно прийти время превращения малороссийского Савла в украинского Павла новой постмодерной национальной эпохи. Новые цивилизационные вызовы — путь в Европу, заставляет нас постоянно вспоминать о национальной гордости украинца, а, следовательно, и обращаться к образцам национальной мысли, которые нам оставили наши великие предшественники.
Надеюсь, что серия будет иметь еще длительное и многокнижное продолжение. Что еще увидим изданными и «Шляхту на Україні» В. Липинского — блестящий политико-исторический памфлет 1909 г., и «Три національних типи» В. Антоновича, и «Хуторну філософію» П. Кулиша, и «Вільну громаду» и «Пропащий час» М. Драгоманова. Серия эта неисчерпаема и может состоять из не одной тысячи брошюр.
В конце хочется поблагодарить авторов проекта, выдающихся публицистов газеты за действительно государственной важности инициативу и пожелать успехов в дальнейшей ее реализации.
Выпуск газеты №:
№184, (2013)Section
Украинцы - читайте!