Звезда из Коломыи
Страницы книги оживили память о выдающемся актере Василии СИМЧИЧЕ
К 100-летию со дня рождения выдающегося украинского актера, режиссера и киноактера Василия Симчича, на средства Коломыйского драмтеатра им. И.Озаркевича, Мария Игнатюк издала книгу «Безсмертя Беркута» (Ивано-Франковск, ЛІК, 2015г.).
В книге, с богатым фотоиллюстративным материалом, среди фотографий, сделанных когда-то давно самим Василием Симчичем, есть одна, на которой стоит маленькая девочка — Марийка Игнатюк, ныне доцент национального университета Прикарпатья. Возможно, именно это ныне уникальное фото стало для автора толчком для исследования творчества выдающегося земляка.
В предисловии «Харизма таланта Василия Симчича» директор Коломыйского драмтеатра им. И.Озаркевича Дмитрий Чиборак эмоционально представляет яркую и многогранную жизнь Карпатского Беркута, тесно связанную с деятельностью театра, который стал главным и в судьбе Чиборака. Он отмечает, что талант и творческий взлет Василия Симчича «достигли самых широких и высоких горизонтов и стали достоянием всей украинской нации, ее золотым фондом и нетленной сокровищницей национального культурного наследия».
Василий Симчич работал в Коломыйском театре с 1944 до 1962 года актером, с 1953 года на первый план вышла его режиссерская работа. После закрытия театра в Коломые в 1962 г., благодаря энтузиазму Василия Ильича, при городском Доме культуры возник Народный театр, который он возглавил.
Мария Игнатюк начинает свой рассказ: «Он был Художником от Бога, считал себя счастливым человеком, потому что был березуном, имел возможность пить напиток березовских песен, обычаев, которые основываются на высоком благородстве и взаимоуважении к ближнему, терял голову в зажигательных гуцулке или аркане. И когда дар от Бога дополняется одухотворенной средой, в которой растает человек, искра таланта разворачивается ярким животворным пламенем».
Школа, коломыйская гимназия, увлечение искусством и, наконец, профессиональный передвижной Театр «Заграва», под руководством Владимира Блавацкого, где в 1936 г. Симчич дебютировал в небольшой роли Кладовщика в комедии «Муравли» Г.Мериям-Лужницкого. У юноши было много талантов, он «играл на гитаре, мандолине, фортепиано, хорошо пел, был художником-графиком, фотографом-художником...» И до театра была еще и общественная деятельность, и педагогическая работа, активность на культурно-образовательной ниве, первые попытки режиссерского творчества.
Автор делает экскурс в историю возникновения Коломыйского театра, рассказывает о фоне духовной и светской жизни города, о знаковых для театрального искусства фигурах священнике Иване Озаркевиче и актере-самородке Алоисе Лейтнере. Именно при их участии в 1848 году и возник первый Национальный профессиональный театр в Западной Украине, а первым спектаклем стала адаптированная Иваном Озаркевичем к галицкому колориту известная пьеса «Наталка Полтавка» И.Котляревского. В галицком варианте она называлась «Дівка на виданню Або На милування нема насилування» и вызвала большую заинтересованность зрителей.
В театр с такими славными традициями в 1944 г. пришел Василий Симчич. Дебютной стала роль Панаса из драмы «Наймичка» И.Тобилевича. Партнершей актера была Оксана Затварская, «которая на протяжении 50—60-х годов ХХ в. будет его неизменной и лучшей сценической партнершей. А их постоянный актерский дуэт — украшением галицкого театрального искусства».
Вспоминает М.Игнатюк трагический момент из жизни Василия Симчича, который был активным участником националистического движения. Арестованный органами НКВД в 1947 году, Симчич провел в тюрьме несколько месяцев, сумел спастись, когда ему и всем заключенным ввели тифозный яд... а восстановив здоровье, Симчич продолжает работу в театре. Исследовательница анализирует сыгранные роли, останавливаясь на самом любимом произведении — «Тіні забутих предків». Именно эта бессмертная проза Коцюбинского стала выдающейся постановкой Симчича на коломыйской сцене. Тогдашний главный режиссер Коломыйского театра Андрей Семененко вспоминал: «Лучшим спектаклем за мое время пребывания на коломыйской земле был «Тіні забутих предків», который был поставлен намного раньше, чем фильм Параджанова. Зритель приходил по нескольку раз смотреть это поэтическое чудо в маленьком провинциальном местечке, ведь Коломыю каждый гуцул или бойко считает своей столицей... Огласка про «Тіні» пошла на все Карпаты. И если бы Василий Симчич поставил только этот один спектакль, его имя должно стоять рядом с Параджановым еще и потому, что это произведение было инсценировано первым в Коломые».
Со страниц книги предстает мощная личность художника, гражданина своей родины, талантливого актера, который прославлял Украину и за ее пределами.
В книге описана история закрытия Коломыйского театра, вызванная приказом Министерства культуры из Москвы... Однако у Василия Ильича хватило сил пережить удар и он направляет свои творческие усилия на организацию и плодотворную деятельность Народного театра. В этом самодеятельном коллективе выросло много профессиональных актеров.
Значительный раздел книги посвящен Симчичу — киноактеру. Он снялся в 24 фильмах, работал с выдающимися кинорежиссерами в картинах, которые вошли в золотой фонд кинематографической культуры: «Иван Франко», «Белая птица с черной отметиной», «Захар Беркут», «Каменный крест», «Пропала грамота», «Потоп», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь».
Интересно сформирован раздел «Биография В.Симчича языком фотографий», где визуально можно проследить хронологию жизни и творчества, увидеть, каким был Карпатский Беркут в разные годы, кто был рядом с ним, кого любил, с кем дружил, в каких спектаклях и фильмах играл.
Отдельные страницы посвящены продолжателю дела отца — Зиновию Симчичу — ведущему актеру Коломыйского театра им. И.Озаркевича. Он, взращенный талантом и установками отца, достойно несет славу своего рода.
В карпатском крае берегут память о земляке. Существует скульптурный барельеф на фасаде школы в Среднем Березове, на родине актера. Фасад родного театра также украшает барельеф Василия Симчича. Книга «Безсмертя Беркута» пополнила сокровищницу памяти о выдающемся художнике.
Выпуск газеты №:
№177, (2015)Section
Украинцы - читайте!