Украинская жизнь на академических полотнах Корнила Устияновича
Художник создал уникальную серию портретов культурных деятелей Галичины конца ХІХ векаКорнил Устиянович, сын галицкого священника, украинского писателя-русофила и общественного деятеля, одного из соучредителей и глав Общества «Просвіта» Николая Устияновича, родился 22 сентября 1839 года в селе Волчье недалеко от Львова. По окончании львовской гимназии в 1858 году поступил в Академию изобразительных искусств в Вене, где на кафедре исторической живописи учился у таких известных мастеров кисти, как К. Рубен, Й. Фюрих и К. Вурцингер.
И хотя новые веяния романтизма и реализма активно проявили себя в художественной жизни многих стран Европы, в Австрии отживающий академизм все еще хранил свой авторитет. Реальная действительность в понимании академизма считалась недостойной отображения в искусстве. Пропагандируя культ идеальной красоты, художники-академисты обращались за темами к мифологии, религии и древней истории, художественные приемы выражали в идеализировании формы, в условно театральных жестах и позах, в надуманном колорите. Такой оторванный от реальной жизни дух господствовал в Венской Академии во времена, когда молодой Корнил Устиянович приехал с горячим желанием получить художественное образование.
Несмотря на сложность академических задач, будущий художник посещает как свободный слушатель лекции по истории искусства в Венском университете, знакомится с самобытным художником П. Гайгером, творчество которого выделялось на фоне искусства академической профессуры. В процессе обучения молодой Устиянович эволюционировал от идей панславизма и русофильства (зародышей которого вынес из родительского дома и развивал в Вене под воздействием русского священника Н. Раевского) до активного украинского патриотизма, к чему привело активное общение с польскими патриотами — писателем Б. Залесским и художниками А. Гротгером и А. Гротовским.
После завершения учебы — путешествовал по Галичине и Буковине, изучая особенности народной жизни и быта, посетил Петербург (1867) и Киев (1872).
Художественное творчество Устияновича многогранно. На протяжении сорока лет творческой деятельности разрисовал 15 иконостасов, выполнил 11 стенописей и большое количество отдельных икон для более чем 50 церквей. Кисти художника принадлежит ряд полотен на библейские («Христос перед Пилатом» (1880, Вена), «Моисей» (1887, Преображенская церковь во Львове), «Крещение Руси», «Св. Владимир», «Св. Ольга» (1890, с. Вистова около Калуша) и исторические темы («Казацкая битва» (1890), «Тарас Шевченко в ссылке» (нач. 1990-х).
Художник создал уникальную серию портретов культурных деятелей Галичины последней трети ХІХ века — Т. Реваковича, П. Бажанского, А. Вахнянина, Ю. Лавривского, И. Савчинской и других, в которых чувствуется постепенный переход от традиций классицизма и академизма к новым веяниям романтизма. Корнил Устиянович одним из первых в Западной Украине обратился к бытовому жанру, изображая на своих полотнах образы жителей Карпатского края.
Как поэт и литератор, К. Устиянович впервые выступил в 1861 году со стихотворениями, написанными на «язычии», позже, в 1870-х годах, под воздействием украинского писательства, опубликовал ряд поэм и драм — «Святослав Храбрый», «Ярополк», «Олег Святославович», написанных на литературном языке. В 1882—1883 годах иллюстрировал и редактировал сатирико-юмористический журнал «Дзеркало».
Умер художник в июле 1903 года в селе Долгое на Дрогобытчине, работая над иконостасом сельской церкви.
В истории украинской культуры Корнил Устиянович известен прежде всего как художник, представитель академически-классицистического направления изобразительного искусства в Галичине. Иван Франко, характеризуя литературную и художественную деятельность художника, выдвигал на первое место его живописный талант. В сущности, Корнил Устиянович имеет такое же значение для развития украинского изобразительного искусства Галичины второй половины ХІХ века, как «Руськая троица» для развития западноукраинской литературы всего ХІХ века в целом.
Небольшая монография о жизни и творчестве Корнила Устияновича авторства львовского искусствоведа Я. Нановского вышла в свет в 1963 году. И вот, в конечном итоге, пятьдесят лет спустя, 23 апреля 2013 года, был представлен нарядно оформленный альбом-каталог живописи, графики и рукописей Корнила Устияновича в сборнике Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого, автором-составителем которой стала многолетний сотрудник музея Оксана Жеплинская. Верится, что этот труд даст возможность по-новому посмотреть на многогранную художественную, графическую и литературную деятельность Корнила Устияновича.
Фоторепродукции предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№97, (2013)