Перейти к основному содержанию

Ювелирная игра слов

Национальный художественный музей Украины представляет выставку «ENFANT TERRIBLE. Одесский концептуализм»
11 июня, 15:55
БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? НА ФОТО — РАБОТЫ ЛЕОНИДА ВОЙЦЕХОВА «ДАТЬ — НЕ ДАТЬ» И «ВЗЯТЬ — НЕ ВЗЯТЬ»

Два почти титана тянут руки друг к другу. Тот, что налево, сжимает в кулаке деньги. Работы Леонида Войцехова «Дать — не дать» и «Взять — не взять» — явление классическое и современное. Так можно сказать об одесском концептуализме как таковом, хотя вообще рассказывать об этом течении сложно. Ведь художники работают не только с изображением, но и со словами, и подбирают их настолько метко, что побаиваешься испортить эту афористичность своими описаниями. Выставка в НХМУ сформирована на основе коллекции Музея современного искусства Одессы, также приобщились галеристы и частные коллекционеры. Работы разместили в хронологическом порядке — от протоконцептуальних работ 1950-х годов до искусства современного.

Главная черта одесского концептуализма — расцвет этого течения приходится на 1980-е годы — игра со словами, использование каламбуров, смешных лозунгов, неологизмов. «Думаю, так оно и есть, потому что Одесса — прежде всего, город литературы. Причем литературы малых форм. Авторам свойственны краткие, емкие фразы, максимальное ощущение языка, — говорит координатор проекта Семен Кантор. —  Художники Одессы призваны видеть в языке значительно больше, чем средство обслуживания изобразительного искусства. И лучший подход серьезного человека к серьезному делу — о важных вещах говорить легко. Иначе самому становится скучно. Это то, что показали концептуалисты».

Из глубин моря поднимаются фигуры людей. Тела как будто тают в воде, вместо макушек — восходящие солнца. Эта картина Сергея Ануфриева называется «Светают» — просто и глубоко, даже смешно. Работа Леонида Войцехова — огромный плакат «С кем вы, мастера Ренессанса?» — по словам Семена Кантора, как будто эпитафия советским коммунистам 1960-1980-х годов. Бог из-за тяжелых туч заявляет: «Я объявляю войну России», — так и написано на скандальной картине художника Юрия Лейдермана. Смешная серия работ «История государства российского» группы «Мартынчики» обыгрывает исторические клише. Илья Муромец спасает туземцев, Прометей дарит петуха боярам, а Перун упрекает князя Владимира за то, что тот крестил Русь. «В настоящее время на эту тему не высказывается только ленивый, но это — конец 1980-х — начало 1990-х годов», — замечает Семен Кантор.

На выставке «ENFANT TERRIBLE» есть много задокументированных перформансов, которые устраивали одесские художники. То Юрий Лейдерман и Игорь Чацкин исследовали средства убийства флагом, то художники массово сознавались в преступлениях, которых не совершали, — по просьбе Александра Ройтбурда  и того же Игоря Чацкина. Среди работ, созданных в 1990-е годы, представлено множество видео, в первую очередь, Мирослава Кульчицкого. Важная деталь: этот художник сначала курировал выставку одесских концептуалистов в НХМУ, но внезапно ушел из жизни в феврале этого года. Поэтому коллектив Музея современного искусства Одессы посвятил проект Мирославу Кульчицкому.

«Одна страна — одна песня» — эту работу художник Игорь Гусев создал несколько лет тому назад. Карта Украины разделена пополам малярным скотчем. В каждой части изображение представляет собой экран, на котором транслируется кенар, который поет в клетке. В одной половине Украины щебечет «птах», в другой — «птица». Кенары поют одинаково, что напоминает об искусственности многих границ, в частности, языковых. Впрочем, в работе Игоря Гусева граница из скотча легко снимается, а в жизни люди цепляются за условности, которые все запутывают. И здесь снова вспоминаем, что о важном стоит говорить просто. Этим искусством хорошо овладели одесские концептуалисты. Поучиться у них можно на выставке «ENFANT TERRIBLE», которая проходит в Национальном художественном музее Украины до 20 сентября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать