«Живописная симфония» Виталия Крыжановского
Каким запомнился старый Киев известному украинскому художнику![](/sites/default/files/main/articles/24072014/24kartina1.jpg)
Продолжая свою традицию, Музей истории города Киева дарит зрителям встречу с творчеством мастера, изобразившего историю ныне почти ушедшей эпохи. Художник родился в известной семье киевских коллекционеров Троадия и Цецилии Крыжановских, передавших свое собрание во многие отечественные и зарубежные музеи. Большую любовь к искусству и книгам Виталий унаследовал от своих родителей: в семье царила интеллигентная атмосфера, трепетное отношение к истории и старине. Многие предметы на интерьерных полотнах Крыжановского позволяют нам и сегодня перенестись в привычную для него атмосферу. Старинная мебель и книги, картины и музыкальные инструменты — тонкое обаяние аристократической среды наполняют картины художника ностальгией по ушедшему. Это едва слышная мелодия той жизни, которую прожил он сам и его предки... и которая сегодня уходит в тень прошлого.
Виталий Троадиевич родился в Белой Церкви в 1933 году, затем семья переехала в Киев. С 1949 до 1952 года учился у известной художницы Елены Яблонской — сестры классика украинского искусства Татьяны Яблонской. Затем обучался мастерству в Одесском художественном училище, а завершил свое образование у Василия Касьяна, Сергея Подервянского, Леонида Чичкана и Александра Пащенко в Киевском художественном институте.
Самостоятельный путь позволил художнику попробовать себя в графике и станковой живописи, а также в иллюстрации книг. С 1965 года он организовал четыре персональные выставки и принял участие во многих групповых. Для сегодняшнего зрителя, неравнодушного к истории столицы, будет интересно узнать, что Крыжановский известен как автор графических серий архитектурных пейзажей Киева: «Тени прошлого» и «Интерьеры старых домов».
На выставке «Живописная симфония» можно познакомиться с внутренним миром мастера, отраженным через интерьер его квартиры: роскошная сирень в антикварной вазе, старинная лампа с подсвечником, мебель в стиле ХІХ — начала ХХ века, и множество картин на стенах в лучах утреннего солнца... Этот уголок он пишет снова и снова, делая иной раз акцент на «Пасхальном натюрморте» или же на персоне музицирующей дамы («Домашний концерт»). Очевидно, эта среда — для художника, дарила ему вдохновение и силы, в этой гармонии укоренились его генетические корни.
Графика также интересна для зрителя: согласитесь, что нарисовать самый заурядный ботинок с развязанными шнурками так мастерски, чтобы сразу же чувствовалась школа, может только тот, кто отлично владеет основами реализма. Освещенная изнутри вечерняя веранда, сделанная мастером мгновенно — как беглый набросок, в несколько решительных штрихов, словно приглашает нас во внутрь, в тихое пространство хозяйского дома.
Экспозиция призвана представить мастера в различных ракурсах: под стеклом в витрине показаны примеры карикатур-шаржей, которые Крыжановский рисовал как сатиру на определенные социальные типажи. Обложки оформленных художником книг переносят нас во вторую половину ХХ века: показана несколько книг об историю искусства кинематографа, книга Карла Ноймана «Франк и Ирена», а также развивающие учебники для младших классов. Виталий Троадиевич очень много писал в жанре пейзажа как в свободной почти импрессионистичной манере («Пейзаж в Стеблеве»), так и в более строгом реалистическом ключе. Портретный жанр включает в себя изображение преимущественно узкого круга близких людей, есть и несколько портретов молодежи, написанных экспромтом.
За свою многолетнюю деятельность Виталий Крыжановский оставил нам в наследство целую эпоху: не стремясь к внешним эффектам и модным течениям, он работал в стиле, близком к его мировоззрению. А самое важное то, что он сумел сохранить для потомков нашу общую ценность — культуру.
Выставка открыта для посетителей до 28 августа.
Фото картин предоставлены пресс-центром Музея истории Киева
Выпуск газеты №:
№135, (2014)Section
В конце «Дня»