Вагнеровский «Летучий голландец»в формате 3D!
Впервые в Украине Донбасс-Опера представляет масштабный международный творческий проектЛюбите ли вы музыку Вагнера? Что мы знаем о маэстро, почему его произведения долгие годы не ставились в Украине и столь редкими были сценические удачи? Накануне премьеры «Летучего голландца» в Донбасс-Опере (8 и 12 декабря, а затем спектакль покажут 14 и 17 февраля), где впервые «замахнулись» на масштабную постановку знаменитого произведения классика, «День» решил полистать станицы биографии Рихарда Вагнера.
Напомним, в «Дне» № 214-215 от 23-24 ноября 2012 года было опубликовано эксклюзивное интервью с немецким режиссером Марой Курочкой — постановщиком спектакля. Опера «Летучий голландец» — совместный украинско-немецкий творческий проект, посвященный 200-летию со дня рождения выдающегося композитора, юбилей которого меломаны будут отмечать в 2013 году. В спектакле задействовано более 200 человек (солисты, хор, оркестр, танцовщики, технические службы), а сам проект обошелся театру в свыше 100 тысяч евро! В постановке нет пышных декораций. Мистическую атмосферу оперы передаст видеопроекция бушующего моря, а всю сцену закроет огромный наклонный помост — имитация корабельной палубы, которая будет зафиксирована под углом, создавая некий 3D-эффект.
На премьере за дирижерский пульт встанет известный маэстро из Мариинского театра Михаил Синькевич (Санкт-Петербург, Россия). Главные партии репетировала международная вокальная команда (в театре подготовлено несколько составов артистов): Голландец (бас-баритон) — Андреас Макко (Германия); лауреат международных конкурсов Александр Благодарный и заслуженный артист Украины Анатолий Воронин; Даланд, норвежский моряк (бас) — Вальтер Финк (Австрия); заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук и дипломант международного конкурса Максим Иващук; Сента, его дочь (сопрано) — лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины) и заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова; Эрик, молодой охотник (тенор) — Виталий Козин и Александр Левчишин; Мэри, воспитательница Сенты (меццо-сопрано) — лауреат международных конкурсов Анна Максудова и Наталья Матвеева; Рулевой на корабле Даланда (тенор) — лауреат международных конкурсов Евгений Удовин и Владимир Хамраев. Опера будет исполняться на языке оригинала — немецком.
Модерновую сценографию постановки придумали Момме Хинрихс и Торге Меллер (Германия), художник по костюмам — Юлия Харттунг (Германия), хормейстер — Людмила Стрельцова (главный хормейстер Донецкой оперы), корепетитор — Мальте Кроидл (Германия), дирижер-постановщик — Василий Василенко (главный дирижер Донбасс-Оперы), руководитель проекта — Василий Рябенький (генеральный директор Донецкого оперного театра).
Донетчане первыми решились на смелый эксперимент, так как в Украине музыкальное наследие классика не часто можно услышать на оперной сцене, да и откровенных удач (во Львове, Харькове и Киеве) было мало. Следует заметить, что для оркестрантов и вокалистов исполнение вагнеровского репертуара является экзаменом на профессиональную зрелость. К сожалению, бывали случаи провалов и даже сломанных судеб, когда певцы теряли голос, взявшись не за свою партию. Тьфу-тьфу, мы уверены, что постановка в Донецкой опере не повлечет катаклизмов, а станет знаковой для театра, музыкантов, певцов и всех создателей спектакля.
«День» решил напомнить читателям несколько интересных фактов из жизни и творчества классика.
РЕФОРМАТОР МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Рихард Вагнер (1813 — 1883 гг.) — крупнейший композитор второй половины XIX века, своим творчеством завершил развитие немецкой романтической оперы и внес значительный вклад в историю мирового музыкального искусства. Центральное место в наследии маэстро занимают оперы, в которых запечатлен национальный характер, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. Вагнер был не только гениальным композитором, но и одаренным драматургом — автором либретто всех своих опер, выдающимся дирижером — одним из основоположников современного дирижерского искусства, ярким публицистом. Вся его жизнь была насыщена неустанными исканиями, упорным трудом, полна творческого горения. Наиболее известные оперы Вагнера: «Лоэнгрин», «Летучий голландец», тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Большую часть жизни Рихард Вагнер подвергался лишениям и гонениям за дерзновенное стремление реформировать музыкальный театр.
«ЛЮБОВЬ, И ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ПРИНЕСЕТ СЧАСТЬЕ»
«Музыка — это женщина», — констатировал Рихард Вагнер в своем труде «Опера и драма». Искусство и жизнь были для маэстро неотделимы друг от друга. Поэтому не только героиням опер, но и реальным подругам маэстро приходилось отдавать себя служению «творящей энергии».
«Женские прототипы», как выражается биограф композитора Иоахим Келер, автор книги «Последний титан», были широко представлены в жизни Вагнера с самого начала. У него было пять сестер, старшая из которых, Иоханна-Розалия сделала для его воспитания куда больше, чем мать. Известная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце «ангелом», чью кончину (Розалия умерла при родах в 1837 г.) Вагнер горько оплакивал.
Первый серьезный роман свел маэстро с примадонной театральной труппы из Магдебурга Вильгельминой, или Минной Планер. Их знакомство состоялось в 1834 году. Рихарду было 22, Минне — «уже» 25 лет. Полтора года спустя они поженились. Брак был, по выражению биографов, «обоюдным недоразумением»: Минна искала стабильности, а Вагнер жаждал приключений. Тем не менее, брак продлился 30 лет, в течение которых Минне удавалось сохранять положение «главной женщины» в жизни Рихарда Вагнера. Известно, что композитор обсуждал с женой творческие планы, в частности, вместе с ней разрабатывал концепцию оперы «Парсифаль».
Матильда Везендонк — жена поклонника Вагнера и мецената Отто Везендонка — считается «большой любовью» в жизни маэстро. Роман носил платонический характер, на всплеске творческой энергии возникают «Золото Рейна» и «Валькирия» (эта опера была посвящена Матильде). «Любовный треугольник» с Везендонками в большой степени служит источником вдохновения для «Тристана и Изольды». Кстати, пять стихотворений Матильды, положенные на музыку Вагнера, образуют вокальный цикл Wesendonck Lieder, одно из самых экспрессивных объяснений в любви за историю музыки. А женщиной, сыгравшей центральную роль в жизни маэстро, стала Козима (1837 — 1930 гг.). Она была дочерью известного композитора Ференца Листа. Вышла замуж за дирижера Ганса фон Бюлова...Путь к счастью Рихарда и Козимы оказался тернистым. Они любили друг друга долгие годы. Но это чувство приносило обоим страдания, так как возлюбленная композитора была женой его близкого друга и популяризатора творчества композитора. Козима и Рихард поженились в 1870 году, у них родилось трое детей: дочери — Изольда и Ева и сын Зигфрид. Преданная супруга, восторженная поклонница и образцовая хозяйка, она реализовала идею фестиваля в Байройте. Козима возглавила этот форум после смерти Вагнера в 1883 году, превратив его в культовое событие мирового масштаба. Кстати, этот фестиваль проводится в баварском городе Байройте в специально построенном для этого театре и в наши дни...
«До конца моей жизни она была для меня неоценимым спутником, стимулом и поддержкой, и если хотите, своего рода леди Макбет — только в положительном смысле. Чувство, которое я питал к Козиме, спокойное и благоразумное, не было от этого менее прочным; оно было порождено сознанием огромной вдохновляющей роли, которую должна была сыграть в моей жизни любовь этой чуткой и высококультурной женщины (качества, отсутствие которых породило неудачу моего первого, 30-летнего брака). Скрепив связь, которая длилась уже годами, наш законный брак, состоявшийся в 1870 году, совпал с появлением на свет крошечного существа, которому я в своей отеческой любви пожелал стать таким же богатырем душой и телом, как мой любимый герой, Зигфрид; именно поэтому я и назвал его Зигфридом», — писал Вагнер.
Своим творчеством Рихард Вагнер, подобно одному из рыцарей круглого стола — Парсифалю, донес до человечества огненную Чашу любви, стремления к высокой мечте и героизма, ослепительно-яркое пламя которой вдохновляет многих людей. Но из-за того, что лидер нацистов Гитлер восхищался музыкой композитора, называл Вагнера своим «духовным учителем», а знаменитый «Полет валькирий» — прекрасный отрывок из оперы «Валькирия» стал официальным гимном немецких люфтваффе, — привело к тому, что на произведения, входящие в сокровищницу человечества, на долгие годы было поставлено клеймо антисемизма. В бывшем СССР музыка Вагнера очень редко исполнялась, и выросло несколько поколений, не знакомых с творчеством классика...
ШТОРМ И ЛЕГЕНДА О ГОЛЛАНДЦЕ
В 1839 г., пребывая в пути из Риги в Лондон на паруснике, Вагнер оказался свидетелем бури, произведшей на него сильное впечатление. В 1840 г. композитор написал черновой вариант текста оперы, взяв сюжет из опубликованной в 1834 г. новеллы Генриха Гейне «Мемуары господина фон Шнабелевопского». Этот вариант Вагнер продал директору Парижской оперы, и в следующем году состоялась премьера оперы композитора Луи Дича, написанной на этот текст. Сам же Вагнер доработал текст и написал свою музыку примерно за семь недель. Премьера «Летучего голландца» состоялась 2 января 1843 г. в Дрезденской придворной опере под управлением автора и имела умеренный успех. В последующие годы опера ставилась и в других городах: Риге и Касселе (1843), Берлине (1844), Цюрихе (1852), Праге (1856). Вагнер неоднократно возвращался к опере в течение своей жизни: в 1846 и 1852 гг. он переработал инструментовку, в 1860 г. расширил увертюру. С 1870 г. опера шла в европейских театрах в переводе. Первая постановка «Летучего голландца» в рамках Байройтского фестиваля состоялась только в 1901 г. под управлением Феликса Моттля.
8 декабря сего года войдет в историю украинского театра как первопрочтение вагнеровоского «Летучего голландца» на сцене Донецкого театра оперы и балета им. А. Соловьяненко.
Режиссер-постановщик оперы Мара КУРОЧКА рассказала перед премьерой: «Я рассказываю «Летучего Голландца», как лихорадочный сон Сенты. Во сне Сенты мы переживаем происходящие события с ее эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и очерствелый мир, в котором правят ее отец и Мэри. Сента мечтает о Голландце и видит в нем вымышленную родственную душу. В этой постановке для меня речь идет о том, чтобы через историю Сенты передать ощущение жизни XIX века, приблизиться к нему, насколько это возможно, исходя из современной перспективы, так как я вижу сильные параллели с нынешними социальными настроениями. Глобализация, гиперкапитализм, сдвиги в ценностях ведут к тому, что одиночка чувствует себя бессильным...» Кстати, главной героиней донецкой версии является не Голландец, а Сента.
«ЧЕРТОВА ДЮЖИНА»
Вагнер был суеверным человеком. До конца своих дней он приходил в панический ужас от числа 13. Причиной этой его боязни был тот факт, что композитор родился в 1813 году, и его имя и фамилия — Richard Wagner заключает в себе «чертову дюжину». Сам Вагнер говорил по этому поводу:
— Если бы от рождения меня не преследовала чертова дюжина, то уже к тридцати годам я покорил бы весь музыкальный мир!
Боясь провала новой оперы, Вагнер категорически запрещал устраивать премьеры тринадцатого числа...
ДЛЯ КНИГИ РЕКОРДОВ
Склонный к музыкальной гигантомании, Рихард Вагнер написал самую длинную в мире сольную арию. Она звучит в сцене жертвоприношения Брюнгильды в опере «Гибель богов». Время звучания арии — 14 минут 46 секунд. Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире классическая опера — «Нюрнбергские мейстерзингеры». В несокращенном варианте опера длится 5 часов 15 минут.
ПУБЛИКА ВСЕГДА ПРАВА?
В 1855 г. Р. Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену — и «мучает их в своих концертах», как ему угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура действительно лежала на пюпитре. Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:
— Ведь мы вам говорили! Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!.. — и тут один из музыкальных знатоков схватил раскрытую партитуру и увидел, что то был «Севильский цирюльник» Россини, стоящий на пюпитре... вверх ногами!
«МУЗЫКА БУДУЩЕГО»
Однажды в Париже Вагнер пришел к издателю и сказал:
— Знаете ли вы, что я — великий композитор и пишу музыку будущего? Я желаю оказать вам честь и дать разрешение ее напечатать!
— Музыку будущего? — переспросил издатель. — А вы случайно не Вагнер?
— Да, это я, — гордо ответил композитор. Издатель пожал плечами:
— Я не занимаюсь музыкой будущего, месье Вагнер. Обратитесь к моему внуку...
Выпуск газеты №:
№224 (2012)