Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Во Львове рассказывают о долгой истории «странствий» Богородчанского иконостаса

28 апреля, 21:46
Фото Андрія КУБ'ЯКА

Выдающийся памятник украинского искусства — иконостас 1698-1705 годов, созданный по авторству православного иеромонаха Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского, занял свое место в постоянной экспозиции Национального музея им. Андрея Шептицкого лишь пять лет назад — в 2013 году.

Как рассказала «Дню» заведующая отделом древнеукраинского искусства Мария Гелитович, памятник впервые в целости предстала перед посетителями в сотую годовщину дарения Митрополитом Андреем Шептицким украинскому народу Национального музея, основаного в 1905 году по инициативе Владыки. «Это очень знаменательно», — считает Мария Гелитович. И добавляет, что именно Митрополита нужно благодарить за сохранение Манявского иконостаса, который стараниями Предстоятеля УГКЦ 1924 года был привезен в музей.

«Иконостас Скита Манявского, больше известный в литературе как Богородчанский, пожалуй, как никакая другая вещь ручной работы такого масштаба, имеет длительную историю «странствий» — от своего первоначального места назначения в статус музейного экспоната», — рассказывает ученый.

О произведении и его мастере, выдающемся иконописце конца XVII — первой половины XVIII века, стало известно лишь в XIX веке, когда в 1880 году галицкий археолог граф Войцех Дидушицкий, исследуя церкви, увидел в храме Богородчан иконостас высокого художественного уровня и обнаружил подписи с именем монаха Иова Кондзелевича.

В Манявском монастыре иконостас пробыл до 1785 года — тогда австрийская власть закрыла монастырь. Иконостас продали в церковь Пресвятой Троицы в Богородчанах, где он находился 100 лет. Вот именно здесь и открыл его Дидушицкий. И по инициативе графа иконостасный ансамбль попал в реестр памятников государственного значения.

В 1916-м, во время Первой мировой войны, чтобы уберечь художественное произведение от возможного уничтожения, его демонтировали и отправили в Вену — в Музей искусства и религии.

Чуть позже им заинтересовалась польская власть, и раритет был перевезен в Варшаву.

В 1924 году, благодаря ходатайству Митрополита Шептицкого, памятник был передан в Национальный музей во Львове. «На протяжении нескольких лет даже спроектировали специальный зал в новом корпусе на ул. Драгоманова, — отмечает ученый. — Однако полностью показать посетителям иконостас не удавалось, поэтому его экспонировали отдельными иконами».

Реставрацию иконостаса Кондзелевича начали в 1998 году — во Львовском филиале научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Закончили восстановление памятника через 7 лет — в 2005-м. А официально представили публике в главном корпусе Национального музея (проспект Свободы, 20) в 2013 году, поскольку показ раритета требовал длительной, а главное — взвешенной подготовки. «Принимая во внимание значительные размеры иконостаса, а он пятиярусный, шириной 13 метров и высотой 11 метров, наши сотрудники нашли оптимальный способ представления этого ансамблевого комплекса — его экспонируют в одном зале, тремя частями — со всеми составляющими элементами конструкции и декоративной резьбы», — отмечает Мария Гелитович.

На первом месте — наместный ряд с пределами и святочный ряд. Вторая группа — ряды апостолов и пророков. Третья часть — три самые большие по размерам композиции, и это центральная икона из ряда моления, которую венчает завершение иконостаса — «Распятие с противостоящими» и две иконы, фланкирующие нижний наместный ряд — «Успение Богородицы» и «Вознесение».

«Установление Богородчанского иконостаса в экспозиции Национального музея во Львове является логическим завершением длительной истории и «странствий» памятника, и его реставрации», — подытоживает Мария Гелитович. И приглашает всех неравнодушных к украинскому искусству посмотреть выдающееся произведение ручной работы выдающегося Мастера — монаха Иова Кондзелевича, 350-летие со дня рождения которого широко отмечали в прошлом году в Украине. Во Львове — также, и это была тема, которой «День» посвятил ряд материалов (см., в частности, публикацию «В контексте европейского искусства» в № 61-62 от 7 апреля 2017 года).

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать