Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вопреки законам политической логики

В чем секрет успеха Трампа и Сандерса на начальном этапе президентских выборов
15 сентября, 10:43
Дональд Трамп / ФОТО РЕЙТЕР

И Республиканская, и Демократическая партия, проходя долгий процесс выбора кандидатуры для президентских выборов в следующем году, сталкиваются с одинаковым вопросом. Будут ли сохраняться анти-истеблишментские или даже антиполитические — настроения, которые доминируют в борьбе кандидатов?

Впервые День труда (первый понедельник сентября) не стал демаркационной точкой президентских выборов: общие темы уже были заданы. Отвращение к государственным и традиционным политикам как летний торнадо поразило президентские выборы, разрушив кампании некоторых политиков, которые считались раньше серьезными претендентами.

Среди республиканцев такое ощущение, конечно, не является странным, учитывая стойкий дрейф вправо их партии и последовательную антипатию к президенту США Бараку Обаме. Но оно подходит богатому, шумному хвастуну, который ворвался в выборы, обзывая известных политиков «дураками» и настаивая на том, что он один может сделать все как надо.

Те, кто списал Дональда Трампа, как «шута» не смогли увидеть, что он проницательно чувствует республиканский дух времени и точно знает, куда воткнуть нож в своих конкурентов. Его характеристика бывшего губернатора Флориды Джеба Буша, как «мало энергичного» человека нанесла реальный вред кандидату, которого многие считали фаворитом, еще до того, как он официально принял участие в выборах.

«Дональд» (ни у кого нет лучшей узнаваемости по имени, чем у бывшего телеведущего) апеллировал как к американскому патриотизму, так и темной стороне страны. Его лозунг «сделать Америку снова великой», направлено на тех, кто разочарован тем, что США больше не могут навязывать свою волю во все более запутывающемся мире. Для них, а также для Трампа, в этом виноват Обама: он не смог противостоять зарубежным лидерам (Биньямин Нетаньяху может с этим не согласиться); он слишком рано вывел войска из Ирака (хотя график был установлен его республиканским предшественником); он даже «приносит свои извинения» со стороны Америки.

Трамп играет на стойких американских струнах расизма и нативизма: он обещает выявить и депортировать почти 11 млн. незарегистрированных иностранцев и укрепить границу Америки с Мексикой путем создания стены, за которую заплатит Мексика. Его поразительный нарциссизм (все, что он делает, это является «выдающимся, большим, ошеломляющим, лучшим») одновременно является его визитной карточкой и его политикой.

В середине августа, когда рейтинг Трампа поднялся даже после публичных заявлений, которые могли бы обрушить простых смертных кандидатов, аналитиков осенило, что это не было временное — летнее увлечение. Стало очевидным, что он может выиграть первые выборы в номинации на партийном собрании в штате Айова, и что он лидирует во втором штате Нью-Гемпшир, а также в других штатах. И уже больше было не смешно сказать, что он может быть кандидатом от республиканцев.

Но «антисистемное» настроение этой избирательной кампании не ограничивается республиканцами. Социалист Берни Сандерс и плутократ Дональд Трамп обращаются почти к таким же чувствам. Выступая с четкими, декларативными предложениями, Сандерс выдвигает концепцию идеалистической государственной политики, которая апеллирует к очень многим людям на растущем левом фланге Демократической партии.

Напротив, Джеб Буш и прогнозируемый кандидат от демократов Хиллари Клинтон, воплощают традиционную политику. Они оба рассматриваются как ориентирующиеся на определенные аудитории, предлагают программы и вместе с тем осторожны, в то время как Трампа и Сандерса их последователи видят такими, которые «говорят, так как есть».

Сандерс апеллирует к широкому недовольству компромиссами, достигнутыми американскими лидерами, в том числе центристом Биллом Клинтоном. Хиллари Клинтон, пытаясь оседлать разрыв между двумя крыльями Демократической партии, все более склоняется к левому, тогда как Сандерс собирает огромные толпы, чего ей не удается достичь. Кроме того, ее кампания переживает сложные времена из-за открытия, что во время пребывания на посту госсекретаря Обамы она вела официальную деятельность на частном сервере электронной почты.

Между тем Трамп апеллирует к республиканцам всех направлений: к умеренным и консерваторам, с высшим образованием, евангелистам, мужчинам и женщинам. Это также включает белых расистов: в июне Трамп заручился поддержкой The Daily Stormer, самым большим в США неонацистским сайтом «новостей». Когда два ультраправых активиста в Бостоне побили бездомного латиноамериканца, и один из них сказал, что они действовали от имени Трампа, кандидат отметил, что некоторые из его последователей «страстные». Опрос сторонников Трампа обнаружил, что 66% среди них считают, что Обама мусульманин, и 61%, что он родился не в США (такое утверждение Трамп продолжал озвучивать долго после того, как оно было опровергнуто).

Ближайший соперник-республиканец Трампа известный нейрохирург Бен Карсон также не имеет политического опыта и высказывает удивительные вещи. Но Карсон говорит их спокойно, может именно из-за этого его рейтинг благоприятности в Айове выше, чем у его конкурентов-республиканцев (в одном опросе он даже догнал Трампа). Карсон сказал, например, что люди попадают в тюрьму гетеросексуалами, а выходят оттуда геями; что Америка подобно нацистской Германии подавляет идеи и противников; и что президент не должен вводить в силу недавнее историческое решение Верховного Суда о легализации однополых браков.

Трамп и Карсон наряду с двумя другими кандидатами политическими аутсайдерами — сенатором от Техаса Тедом Крусом и бывшим генеральным директором Hewlett-Packard Карли Фиориной — ныне заручились поддержкой почти 60% среди республиканцев в Айове. Буш и остальные кандидаты, в том числе Рэнд Пол, Скотт Уокер, и Марк Рубио — ранее любимцы политической прессы — мечутся. Чтобы восстановить свои позиции, кое-кто, особенно Уокер, попал в ловушку, пытаясь перекозырять Трампа.

Но есть только один Трамп, и его кандидатура вызывает истерику со стороны части чиновников Республиканской партии, особенно, учитывая враждебность его кампании по отношению к латиноамериканцам. После переизбрания Обамы в 2012 году, лидеры республиканцев провели исследование, которое показало, что кандидат их партии должен получить более чем когда-либо голосов латиноамериканцев, чтобы попасть в Белый дом. А достичь этого — мизерные шансы, если Трамп будет знаменосцем партии.

До сих пор Трамп действует вопреки законам политической логики. Но остается возможность, что его кандидатура потерпит крах, если некоторые из его соперников выйдут из выборов и позволят своим сторонникам (и богатым покровителям) сконцентрироваться вокруг того, кого они видят более жизнеспособной альтернативой. Это бы принесло облегчение лидерам Республиканской партии, которые недавно получили обет Трампа (легко отменяемый) не проводить независимую президентскую кампанию, если он не выиграет номинацию партии.

В то же время обоим партийным истеблишментам есть повод нервничать. После опубликования данных опроса, согласно которым Сандерс сильно опережает Клинтон в Нью-Гемпшире, серьезные комментаторы начали предполагать, что американцам в конечном итоге будет предложено выбрать между Сандерсом и Трампом.      

Проект Синдикат для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать