Вспоминаем выдающегося баритона
Ивану Пономаренко исполнилось бы 75 лет
Судьба распорядилась так, что ровно год назад, именно в день рождения (11 апреля) завершился земной путь Ивана Викторовича Пономаренко, солиста Национальной оперы Украины, выдающегося украинского баритона, народного артиста Украины.
Многочисленные поклонники творчества И. Пономаренко - одесситы, киевляне, гости столицы, зарубежные слушатели - еще долго будут помнить бархатный теплый тембр его голоса, который в наиболее волнующие моменты исполнения достигал поистине драматического звучания! Его неповторимый баритон очаровывал и, слава Богу, в многочисленных записях продолжает очаровывать своей силой и красотой, внутренней наполненностью и глубиной трактовки каждого образа.
Родился Иван Пономаренко 11 апреля 1945 года в селе Калиновка на Николаевщине. С детства был влюблен в украинскую песню. На праздники и в будни в доме всегда звучало семейное пение, и уже тогда в нем выделялся особой красотой и силой голос Иванка. В четырнадцать лет его пение привлекло внимание школьного учителя Александра Степановича Чернявского, который посоветовал учиться профессиональному вокалу. Поэтому в 1969 году Иван Пономаренко поступил в Одесскую консерваторию. Ему посчастливилось попасть в класс Ольги Николаевны Благовидовой. Она была едва ли не единственным педагогом в бывшем Советском Союзе, у которого на конкурсе им. П. Чайковского три студента завоевали первые премии, одним из которых в 1974 году, еще будучи студентом-выпускником, стал Иван Пономаренко.
А за год до того талантливый певец получил золотую медаль не менее престижного конкурса, тогда еще всесоюзного, а ныне международного - имени Глинки. Со всего СССР туда приезжали сотни сопрано, меццо, баритонов, басов, поэтому и одержать победу там было труднее, чем даже на конкурсе Чайковского. Первые три конкурса Глинки прошли в Москве, где уже в то время проводился Международный конкурс им. П. И. Чайковского. И вот для того, чтобы и в столицах союзных республик могли проходить мощные творческие соревнования, было решено проводить в них поочередно Всесоюзный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Кстати, первой республиканской столицей, которая принимала у себя конкурс, стал Киев. А судьбоносный для Ивана Пономаренко VI конкурс проходил в столице Молдовы Кишиневе, председателем жюри была бессменная Ирина Архипова, а ее заместителем - знаменитая Мария Биешу.
Но именно после триумфальной победы на конкурсе Чайковского (отрыв по баллам, выставленным высоким международным жюри был абсолютно убедительным!) Ивану Викторовичу предложили переехать в Москву или Ленинград. А во время американского турне оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения Украины певец получал предложения от украинской диаспоры остаться и за рубежом, но он выбрал Украину - сначала Одессу, где пел с 1971 года, еще студентом-третьекурсником, по 1981 год, а затем и Киев, откликнувшись на приглашение тогдашнего главного дирижера, Солнечного Маэстро Стефана Турчака, который, по признанию Ивана Викторовича, за время творческого общения многому научил его как певца и актера.
Если говорить о обширном - более тридцати партий - репертуаре Ивана Викторовича, в первую очередь всплывут героические Мазепа, Амонасро («Аида»), грозно отчаянный Риголетто, чарующе коварный Дон Жуан, душевно неприкаянный Грязной («Царская невеста»), жестокий Скарпиа («Тоска»). Когда Иван Пономаренко пел Евгения Онегина, Жермона («Травиата»), Набукко, Ренато («Бал-маскарад»), Альфио («Сельская честь»), зрители до отказа заполняли зал оперы, взрываясь овациями после коронных арий. Созданные им образы на сценах Одесской оперы, Национальной оперы Украины, а также во многих уважаемых оперных театрах мира отличались вокальным и сценическим совершенством, очаровывали неповторимым тембром голоса певца, его умением передать тончайшие нюансы исполняемой партии.
Сам себя Иван Пономаренко считал преимущественно «вердиевскием» исполнителем. «Для меня Верди является самым любимым композитором, - говорил он в интервью «Дню» несколько лет назад. - Для вокалиста иметь его произведения в своем репертуаре - высокий профессионализм. Артист показывает, насколько широк диапазон его голоса, насыщенность, тембр не только в «форте», но и в «пианиссимо», и в «мецца-воче». Иван Пономаренко с неизменным успехом исполнял практически все оперы Верди, идущие в Национальной опере Украины: «Риголетто», «Травиату», «Аиду», «Бал-маскарад», «Набукко». Все его персонажи совершенно разные по характеру. Образ Риголетто требует колоссальной самоотдачи: кроме сложных вокальных партий, надо раскрыть непростой характер придворного шута, который с одной стороны смешит своего господина, а с другой - яростно его ненавидит. Исполняя партию Жоржа Жермона, отца главного героя в «Травиате», Иван Викторович считал, что это хоть и небольшая роль, но ключевая.
Последней партией, исполненной им на киевской сцене, стала роль мавританского врача Эбн-Хакиа, который силой высокого знания, а также безусловной веры в собственные возможности и чувства возвращает зрение слепой с рождения Иоланте в одноименной опере П. Чайковского. Кстати, в молодости он был одним из лучших исполнителей партии Роберта в этой же опере и очаровывал хитовой арией «Кто может сравниться с Матильдой моей».
Иван Викторович Пономаренко каждую партию, большую и маленькую, воспринимал как ключевую и был счастлив, что профессия певца позволила ему на сцене пережить разные жизни и обстоятельства, прикасаясь к прекрасной музыке, которая была смыслом его жизни.
Его энергии хватало не только на работу в театре, концертную и гастрольную деятельность. Не оставляя оперной сцены, Иван Викторович Пономаренко всей душой отдавался преподавательской работе в Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского, в Одесской консерватории им. А. Неждановой, чтобы передавать свой бесценный опыт будущим певцам. Его студенты с гордостью называют себя учениками Ивана Пономаренко, певца, который оставил яркий и незабываемый след в истории украинского оперного искусства.