Перейти к основному содержанию

ГКЧП, Украина и «подаренная независимость»

21 августа, 12:44

Даже сейчас, когда исполняется 25-летие возобновления независимости Украины, некоторые отечественные политики и публицисты утверждают, что якобы новая украинская государственность фактически была подарена организаторами ГКЧП. И это несмотря на то, что было время осмыслить события тех лет и сделать соответствующие выводы, которые тем или иным образом пригодились бы современным руководителям Украины.

Поэтому стоит вспомнить некоторые из наиболее знаковых событий 1989-91 годов, которые обусловили и показали продвижение Украины к независимости.

16 февраля 1989 года «Літературна Україна» публикует проекты программы и устава «Народного руху» в поддержку социалистической перестройки, в котором говорилось еще о «руководящей роли партии» и других неотъемлемых ритуальных вещах.

В марте-сентябре 1989 года проходят учредительные конференции «Руху» во многих областях УССР, формируются низовые структуры организации.

26 марта — 21 мая 1989 года проходит избирательная кампания по выборам народных депутатов СССР на альтернативной основе; хотя большинство среди депутатов от УССР составляют представители и выдвиженцы номенклатуры, все же среди депутатов есть и демократы:
Р. Братунь, И. Вакарчук, В. Грищук, С. Конев, С. Рябченко,
Р. Федорив, П. Таланчук, В. Черняк, Ю. Щербак и другие.

12 апреля 1989 года происходят дебаты в прямом эфире между заведующим идеологическим отделом ЦК КПУ Леонидом Кравчуком и одним из сопредседателей оргкомитета «Руху» профессором Мирославом Поповичем, благодаря которым миллионы телезрителей получили информацию о политических процессах в УССР и о том, что представляет собой «Рух», что позволило им самостоятельно сформировать свою политическую позицию.

8-10 сентября 1989 года в актовом зале Политехнического института в Киеве проходит учредительный съезд «Народного Руху України» за перестройку (упоминание о «социалистическом» характере перестройки незаметно исчезло и из программы, и из названия, а вскоре исчез из названия термин «перестройка». «Рух» или НРУ становится весомым политическим фактором.

28 сентября 1989 года первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий под двойным давлением — как со стороны Кремля, где на этом посту хотят видеть «своего человека», а не «зубра» брежневских времен, так и со стороны части низовой номенклатуры, которая стремилась иметь меньшую зависимость от Москвы.

А 18 ноября 1989 года был создан предвыборный оппозиционный Демократический блок, который имел целью, среди прочего, отмену монополии КПСС на власть, внедрение реальной многопартийности и равноправия различных форм собственности, принятие новой Конституции, которая бы отвечала международным критериям относительно гражданских свобод.

В январе-феврале 1990 года в массовых акциях, проводимых оппозицией, приняли в целом участие около двух миллионов человек. Под давлением демократических сил с января по апрель в отставку ушли 11 первых секретарей обкомов КПУ из 25.

Март 1990 года — месяц выборов (в два тура) в Верховную Раду УССР. Избраны более 120 представителей Демблока, которые сформировали парламентскую оппозицию — Народную Раду. Одновременно потерпели поражение на местных выборах более 100 первых секретарей горкомов, райкомов и обкомов партии, около 90 председателей горисполкомов и районных советов. Наиболее масштабное поражение потерпели партфункционеры на местных выборах в Донецкой и Ивано-Франковской областях.

В мае-декабре 1990 года происходят учредительные съезды ряда партий — Республиканской, Демократической, Народной, Партии демократического возрождения, Партии Зеленых. Фактом политической жизни УССР становится многопартийность.

Параллельно с этим разворачивается кризис в КПУ. Если в 1986 году из партии добровольно вышли 234 человека, то только за первое полугодие 1990 года — 28 тысяч членов. К концу 1990 году вступление и выход из КПУ фактически численно сравнялись, причем прием новых членов превратился в погоню за «валом» — принимали практически всех желающих, а число тех, кто прекратил платить взносы и должен был быть за это исключен, существенно преуменьшалось — взносы платили за них из спецфондов парткомов.

Наконец, 28 июня 1990 года Верховная Рада начала рассмотрение вопроса о государственном суверенитете УССР. Этот процесс был радикализован ситуацией, которая сложилась в начале июля, когда 63 народных депутата во главе с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Ивашко без разрешения сессии отбыли в Москву на XXVIII съезд КПСС. 5 июля В. Чорновил объявил требование об отзыве депутатов-коммунистов из Москвы для работы в Раде. Отзыв поддержали более 300 депутатов, в том числе около 200 коммунистов. Поэтому часть делегатов съезда КПСС из числа депутатов-коммунистов вернулась в Киев, признав приоритет национальных интересов над коммпартийной дисциплиной.

Не подчинился этому решению В. Ивашко, который принял предложение Горбачева занять пост заместителя генерального секретаря ЦК КПСС и подал в отставку с должности председателя Верховной Рады, на которую он был недавно избран. Среди отсутствующих на заседании Рады, которое 16 июля большинством в 355 голосов приняло Декларацию о государственном суверенитете Украины, был и член ЦК КПУ с 1976 года Леонид Кучма.

Декларация зафиксировала ряд принципиальных моментов, среди которых главными были регулирование деятельности государства правовыми нормами, закрепленными Конституцией и законами; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; обеспечение гражданам УССР норм и свобод, признанных подписанными УССР международными соглашениями; провозглашение собственностью народа УССР всех богатств земли, водных и других ресурсов, воздушного пространства, которые находятся в пределах УССР, признание их материальной основой суверенитета; признание плюрализма форм собственности, защита всех форм собственности; провозглашение права на собственные вооруженные силы; декларирование намерения стать в будущем нейтральным внеблоковым и безъядерным государством; провозглашение Украины субъектом международного права; констатация возможности заключения союзного договора только на основе этой декларации.

На развитие положений Декларации летом-осенью 1990 года был принят закон об экономической самостоятельности Украины и ряд других актов, согласно которым предприятия из союзной собственности переходили в республиканскую.

Октябрь 1990 года ознаменовался тем, что в Киеве и других городах Украины проходят массовые студенческие акции, так называемая «революция на граните», аналогов чего не было ни в СССР, ни в государствах с коммунистической властью. Под влиянием этих событиям 24 октября Верховная Рада принимает изменения и дополнения в Конституцию УССР, согласно которым отменяется статья о руководящей роли КПСС, закрепляются основы многопартийности, провозглашается верховенство законов республики на ее территории, а Верховный Суд УССР становится органом высшего судебного контроля. То есть УССР де-юре фиксировала свой статус как члена советской конфедерации, тогда как Москва стремилась к «обновленной федерации». Именно в то время в среде депутатов-членов КПУ произошел раскол на «суверен-коммунистов» и «промосковских коммунистов».

Процессы ускоряются. 17 марта 1991 года более 80% избирателей Украины сказали «да» на вопрос республиканского референдума о вхождении в Союз суверенных республик на условиях Декларации о государственном суверенитете, то есть на основе конфедерации. При этом подавляющее большинство тех, кто сказал «нет» на этом референдуме, поддерживали полную независимость Украины и не соглашалась на какие-либо союзы и конфедерации.

Наконец, апрель 1991 года знаменателен тем, что президиум Верховной Рады УССР приостанавливает на территории Украины действие одного из экономических указов президента СССР М. Горбачева, чем переводит вопрос об участии УССР в СССР на конфедеративных началах в практическую плоскость. И когда во второй половине апреля 1991 года в резиденции президента СССР Горбачева делегации ряда республик обсуждали проект союзного договора, УССР заявила о своей особой позиции, требуя не «обновленной федерации», а создания максимально свободной конфедерации или содружества суверенных республик. А дальше УССР фактически выходит из так называемого Ново-Огаревского процесса, который имел целью создание и последующее подписание нового Союзного договора. В июле 1991 года Верховная Рада принимает решение отложить до 15 сентября вопрос о Союзном договоре, подписание которого было запланировано
М. Горбачевым на 20 августа. Поэтому вовсе не ГКЧП, как сегодня утверждают некоторые из российских «системных либералов», сорвал подписание Союзного договора, а Украина — ведь без нее, без государств Балтии, без Грузии и Молдовы вопрос о «сохранении обновленной федерации» повисал в воздухе. И тогда, чтобы укротить непокорных, на арену выступил ГКЧП. Результат известен...

Поэтому возникает закономерный вопрос: действительно ли независимость была Украине кем-то «подарена» или ГКЧП стал результатом паники в Кремле через центробежные процессы в СССР? Без стран Балтии и Молдовы «обновленный Союз» был еще возможен, а вот без Украины — нет. Поэтому объективно именно Украина, пусть не всегда последовательно, иногда «проходя между капельки», порой совершая мощные рывки вперед, а порой — и шаги назад, стала решающей силой процессов ликвидации СССР.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать