Круты и «киборги»
Осторожнее со сравнениями и метафорами!Украинский институт национальной памяти на своей странице в Facebook сообщил Об очередной важной акции из числа тех, которые посвящены столетию Украинской революции: «29 января 2018 года в Украине будет отмечаться 100 лет боя под Крутами. Для Украинского народа этот бой стал символом героизма и самопожертвования молодого поколения в борьбе за независимость. Мы подготовили социальную рекламу, которая уже появилась на улицах Киева. Ожидайте и в других городах Украины».
Что же, акция важная и правильная. Только вот надпись на лайтбоксах вызывает очень большое сомнение, если не сказать больше: «Первые киборги. Круты».
Господа, вы это серьезно? Приравнять пятичасовой бой под селом Круты с 242-дневной обороной Донецкого аэропорта (собственно, имя «киборги» было присвоено защитникам ДАП кем-то из пророссийских боевиков, пораженных мужеством и боевым мастерством украинских десантников и добровольцев)? Да, бой под Крутами, невзирая на поражение и отступление уцелевших украинских воинов, имел большое значение, засвидетельствовав героизм сознательной украинской молодежи, ее готовность к самопожертвованию и к бескомпромиссной борьбе с «братьями-россиянами», которые зарекомендовали себя как захватчики-колонизаторы. Этот бой стал символом преодоления опасного для судьбы Украины психологического барьера — мол, нельзя стрелять в представителей «братского народа», необходимо все улаживать мирным путем, даже когда «братья» ведут себя как завоеватели и бандиты. Кроме того, бой под Крутами затормозил на несколько дней наступление одной из групп большевистских войск на Киев, что создало благоприятные условия для завершения мирных переговоров в Бересте и подписания мирного соглашения УНР с Центральными государствами (Австро-Венгрия, Болгария, Германия и Османская империя). Однако в то же время Круты продемонстрировали кричащую неспособность Генерального секретариата во главе с Винниченко и военного ведомства во главе с Поршем выполнять свои обязанности по защите Украины и ее столицы. По оценке выдающегося историка и государственного деятеля Дмитрия Дорошенко, тогдашняя власть УНР совершила «отправку на видимую гибель нескольких сотен несчастной молодежи». Возможно, эта оценка слишком сурова, однако фактом является быстротечность боя и поражение украинских сил; а затормозить наступление большевиков на Киев можно было и иначе, без больших потерь, — разбирая там и там железнодорожные рельсы и оставляя на каждом разъезде цистерну или две со спиртом.
Зато уже начало обороны ДАП 26 мая 2014 года закончилось поражением и побегом элитных российских (включительно с чеченцами Кадырова) и коллаборационистских формирований. И в дальнейшем эта грамотно построенная оборона, в которой принимали участие не вооруженные только патриотизмом юноши, а неплохо оснащенные и подготовленные воины-десантники и добровольцы из ДУК «Правый сектор». Если и сравнивать «киборгов» с кем-то, то с вояками 6-ой Сечевой дивизии Действенной армии УНР под командованием полковника Марка Безручко, которая в конце августа 1920-го стала на пути 1-й конной армии «красных» — и сорвала планы Ленина и Троцкого.
Генерал-хорунжий Александр Удовиченко так позже описывал эти бои: «Конной армии Буденного было дано задание выйти за правое крыло фронта польских войск и в их заполье двинуться через Люблин в общем направлении на Варшаву. Но Буденный, увлеченный своими успехами, перед тем, как двинуться на Варшаву, решил с налета захватить Львов, однако встретил здесь серьезный отпор и, понеся большие потери, двинулся в направлении на Замостье, к которому и подошел 29 августа. В Замостье в старой крепости в то время очутились части 6-ой украинской Сечевой дивизии в команде генштаба полк. Безручко, которых направляли из фронта III польской армии на соединение с Украинской Армией на Днестре. 29 августа Буденный ссаживает своих конников с коней и после пушечной подготовки ведет их на штурм крепости, которая представляла собой маленький городок, окруженный старой стеной. Атаки буденновцев с востока были отражены, с большими потерями для них. Утром 30 августа Буденный окружил Замостье и повел наступление со всех сторон. Оборона Замостья упрямо защищалась, но с запада буденновцам повезло дойти до проволочных заграждений и уничтожить их и почти ворваться в Замостье. Однако последняя резервная — украинская сотня, контратакой отбросила врага за проволоку. Около 70 вражеских пушек начали адский огонь, на который осторожно (храня заряды), но метко, отвечали 12 украинских пушек. И эта атака для армии Буденного окончилась неуспешно. Штурм Замостья, под которым Буденный понес большие потери, окончательно сломал ему зубы и ослабил его. Он не в силах был продолжать свой рейд на Варшаву. С боями он вынужден отвести свою армию в район Владимира-Волынского, где она уже потеряла свою важность, как молота, который все время пробивал фронт Польской Армии. Отпор, который встретил Буденный под Замостьем, окончательно разбил широко построенные стратегические планы Красной Армии, а именно: конными армиями с севера и с юга окружить Польскую Армию. В провале этих планов активное участие приняла 6-я украинская дивизия с полк. Безручко во главе. Деяния этой дивизии украшают одну из лучших страниц истории Украинской Армии».
Вот именно воинов полковника (после того — генерал-хорунжего) Безручко, как по мне, и стоит сравнивать с «киборгами». А защитники Крут несравненно больше похожи на участников неравных боев в центре Киева 18-20 февраля 2014 года, на героев Небесной Сотни. Это никак не приуменьшает их подвиг и его значение, однако куда более адекватно расставляет акценты в осмыслении недавнего прошлого и событий столетней давности, давая возможность вынести надлежащие уроки и сделать правильные выводы относительно настоящего и будущности Украины.