Поезд в ад
Убийство пассажиров поезда Белград-Бар — 26 лет ужасной трагедииПредставьте себе — вы из одной страны, на территории которой нет войны, едете в другую часть этой страны, где также нет войны. Но несколько десятков километров вы должны проехать через территорию, которая еще недавно тоже была частью этой страны, но теперь статус территории не совсем определен, и там идут боевые действия. Поезд — скоростной, едет почти без промежуточных остановок. В мирное время он за считанные часы доставлял жителей столицы к морю. Экспресс, по расписанию, не должен останавливаться в опасной зоне, и вы смело отправляетесь в поездку...
«ИЗ СТОЛИЦЫ НА МОРЕ»
Скоростной поезд № 671 «Lovcen», «из столицы на море», который во времена Югославии соединял Белград с Баром на черногорском приморье, остановился на станции около небольшого села Штрпцы в Боснии лишь один раз, 27 февраля 1993 года.
В этот день члены парамилитарной группировки боснийских сербов «Мстители» под командованием Милана Лукича приказали местному диспетчеру остановить экспресс, вошли в вагоны и проверили у пассажиров документы. После проверки 20 мужчин — не сербов — заставили выйти из поезда.
18 из них были боснийцами, преимущественно граждане Сербии и Черногории. Один был хорватом, который ехал к сыну в Черногорию. Был еще один молодой мужчина, лицо которого так никогда и не было установлено.
С того времени живыми их уже никто не видел.
Первые подробности о том, что в действительности случилось, были обнародованы в 1998 году, во время судебного разбирательства в Биело Поле (Черногория) дела Небойша Ранисавлевича, одного из боевиков из подразделения Милана Лукича.
Выяснилось, что захваченных пассажиров посадили на грузовик и перевезли в школу в село под Вышеградом. Там, в спортивном зале, их ограбили и побили, а затем перевезли в другое село, где они были убиты в сожженном доме. Их тела потом бросили в реку Дрина.
Тело одного из пассажиров, Халила Зупчевича, найдено в конце 2009 года на берегу озера Перушац. Останки Расима Черича, Юсуфа Растодера и Илияза Личине были найдены в том же озере в 2010 году. Тела других жертв до сих пор ищут.
НАКАЗАНИЕ ДЛЯ «МСТИТЕЛЕЙ»
Командир «Мстителей» Милан Лукич осужден Гаагским трибуналом к пожизненному лишению свободы за военные преступления в городе Вышеград, но не за убийство на станции Штрпцы.
В целом именно за это преступление осуждены всего лишь двое боевиков, Небойшу Ранисавлевича и Мико Йовичича.
Ранисавлевич был задержан в 1996 году. В 2003 г. был осужден судом г. Биело Поле к 15 годам заключения. В 2011 г. он вышел на свободу.
Мико Йовичич признал себя виновным и был осужден судом Боснии и Герцеговины к лишению свободы сроком на пять лет.
Еще 15 бывших боевиков, также подозреваемых в совершении преступления в феврале 1993 года, были арестованы во время операции стражей порядка в Боснии и Герцеговине и Сербии лишь в декабре 2014 года.
Судебный процесс в Боснии против 10-ти обвиняемых боснийских сербов, который начался в октябре 2015 года, все еще длится.
В Сербии 29 октября 2018 г. Апелляционный суд подтвердил обвинение пяти бывшим боевикам в убийстве 20 пассажиров, похищенным из поезда Белград-Бар. Начало судебного разбирательства было запланировано на январь 2019 года, но он был отложен из-за болезни одного из подсудимых.
Теперь начать суд планируют в начале марта.
УРОКИ ТРАГЕДИИ
27 февраля с.г. в Боснии и Герцеговине, в г. Приеполе, и в Черногории, в г. Биело Поле, при участии представителей власти и семей погибших, состоялись поминальные мероприятия в честь невинных жертв ужасного преступления.
Памятник жертвам трагедии на станции Штрпцы в Биело Поле открыт в 2016 году. В Приеполе мемориал в честь погибших пассажиров поезда Белград-Бар открыли еще в 2009 году. На белом мраморном памятнике в виде традиционного мусульманского надгробья написано: «Кто в этой стране забудет 27 февраля 1993 года и станцию Штрпцы, откажется и от будущего».
Какие уроки могут уже не жители БиГ, а мы можем вынести из трагедии 26-летней давности?
Во-первых, о том, что правосудие относительно военных преступлений не всегда является действенным и всегда является очень медленным и частичным.
Во-вторых, что во время войны от людей в форме, которые считают тебя своим врагом, можно... нет, нужно ожидать любых безумных и нечеловеческих действий.
И, в-третьих, о том, что война, если она идет в твоей стране, хоть и не в твоем городе, всегда угрожает и именно тебе также.