Адский рай Франкенштейна

Всегда интересно сравнивать работу того или иного режиссера или актера на экране и на сцене.
В этом смысле самого пристального внимания стоил показ спектакля "Франкенштейн" из еженедельной программы "Британский театр в кино", которая каждый вторник демонстрируется в кинотеатре "Киев".
«Франкенштейн» - сценическая адаптация одноименного романа Мэри Шелли, осуществленная Дэнни Бойлом - автором культовых фильмов "На игле" и "28 дней" - на кону Королевского национального театра в 2011 году. Главные роли в спектакле исполнили Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер, которые попеременно играют Виктора Франкенштейна и его творения. Дэнни Бойл заметил по этому поводу: «Франкенштейн и Чудовище в буквальном смысле творят друг друга, каждый вечер меняя тела».
За работу в спектакле оба актера получили престижную премию Лоуренса Оливье и театральную награду Evening Standard. Я попал на показ той версии, где Существо играет именно Камбербэтч. Мне приходилось видеть его и в фильмах (недавно, например, в "Докторе Стрэндже"), и в спектакле "Гамлет" в том же «Киеве». Однако именно его Существо - настоящий театральный подарок, ведь этот образ отталкивается в первую очередь от физики, телесной уникальности, что обрекает его на вечное отторжение со стороны людей. Это особое наслаждение - наблюдать за работой настолько пластического актера, который, кажется, одним только телом, движением, мимикой без единого слова способен сыграть кого угодно.
Режиссура Бойла предсказуема: он воспроизводит свои кинематографические шаблоны, атакуя зрителя громкой музыкой, сложной сценической машинерией, мощными эффектами освещения - словом, уподобляет мизансцены к кадрам. И все это выглядело бы яркой банальностью, если бы не Камбербэтч и Ли Миллер. Этот дуэт, оттеснив всех остальных персонажей на второй план, наполнил патетические построения Бойла реальной жизнью.
Собственно, они и донесли мысль инсценизаторов с почти физиологической убедительностью - Франкенштейн и Чудовище никогда не уничтожат друг друга; их связь гораздо глубже, чем любовь или ненависть. Это - отношения бога и его создания. Они обречены друг на друга. Это их адская мука, их утрачиваемый ежесекундно рай.
Так популярный, но совершенно неглубокий сюжет стал историей поистине шекспировского уровня. А все, что требовалось для этого - только двое талантливых актеров.
На такое способен только театр - потому-то он и не исчезнет никогда, какие бы диковинки не мелькали на наших мониторах.