Аэропорт. Реквием
Если честно, то я шел смотреть «Киборгов», мало на что надеясь. Потому что три года после обороны Донецкого аэропорта — слишком короткая дистанция, потому что война продолжается, потому что Ахтем Сейтаблаев, при всем уважении к нему — режиссер неровный.
В первой половине фильма опасения оправдались. Конечно, надо было определить, кто есть кто. Поэтому персонажи выясняют идейные позиции друг друга, делятся наболевшим, размышляют, зачем они здесь — в бесконечных моно— и диалогах. Причем сам текст, написанный одной из лучших украинских сценаристок и драматургов Натальей Ворожбит, искусственным не назовешь. Проблема в его воплощении, рисунок которого должен определяться режиссером. Актеры не играют свои реплики, а докладывают их. Действие в этих сценах стоит как вкопанное, характеры выглядят ходульными, разговоры пахнут политинформацией. Это уже не говоря о регулярной имитации искренних эмоций — театральной в худшем смысле слова.
Но как только дело доходит до стрельбы, ситуация меняется. Сейтаблаев умеет ставить батальные эпизоды, и в «Киборгах» этому умению не изменяет: динамика сражений — безумная, реакции — точные. Вообще, качество фильма растет прямо пропорционально погружению сюжета в войну, даже диалоги налаживаются. В конце концов, все компоненты приходят в идеальное равновесие в сцене с пленным сепаратистом — возможно, самой главной в фильме. Становится окончательно ясно, что эта история — о том, что с другой стороны фронта — не только оккупанты, но и такие же украинцы, и война эта — наша страшная беда. Что в ней нет никакого пафоса, что она не укладывается в пропагандистские штампы. Авторам в конечном счете действительно удается избежать патетики, завершить повествование на уместно печальной ноте. Замкнуть действие в проклятый круг.
Эта человечная интонация, перекрывая всю фальшь, всю мелодраму, все несуразности, спасает фильм.
В итоге — обшарпанный, несовершенный, хромой, но пронзительный реквием. О нашей и не нашей войне.