Блеск и отвращение
Кинематографический успех в УкраинеИтак, невероятное: национальная комедия «Бешеная свадьба» не просто окупилась в кинопрокате, но и перекрыла свой бюджет почти пятикратно: собрала 50,7 млн гривен при смете 10,8 млн.
Ранее рекорд принадлежал прошлогоднему «Dzidzio Контрабас»: за 11 недель проката картина собрала 22 млн. грн. — вчетверо больше бюджета. Более того, «Контрабас» стал первым украинским фильмом, окупившимся за счет билетов.
Для внимательного наблюдателя история украинской киноиндустрии — это летопись ожиданий. Еще в середине 1990-х мы жаждали, чтобы ежегодно выходили хотя бы по 2-3 полнометражных отечественных фильма. Затем мечтали, чтобы они попадали в прокат. Когда произошло и это, вне всяких мечтаний оставалась статистика, которая бы в один прекрасный день показала прибыль национальной картины в прокате.
Повторю не без удовольствия — этот день настал. И уже не один, а целых два фильма.
Как им это удалось? Реклама? Такие амбициозные прошлогодние проекты, как «Сторожевая застава» и «Киборги. Герои не умирают» рекламировались с гораздо большей интенсивностью, но не вернули и половины расходов. Так, может, кассу гарантировал жанр — комедия? Верно лишь отчасти: ни один из десятка полнометражных продуктов «Студии Квартал-95» включительно с относительно свежим «Слугой народа 2» дивидендов своим авторам не принес.
Раскрутка «Бешеной свадьбы» проходила так: в мае этого года вышла совместная песня групп «Время и Стекло», «Mozgi» и певицы Мишель Андраде под названием «Луч», которая стала лейтмотивом к фильму, а уже в сентябре Потап и Олег Винник спели дуэтом «Лучший день», который тоже вошел в саундтрек. Также оба эстрадных героя сыграли эпизодические роли.
Что касается «Dzidzio. Контрабас» и его продолжения «Dzidzio. Первый раз», то главные роли в них исполнил Михаил Хома — фронтмен группы Dzidzio.
Так просто. Dzidzio с их «комедийным антигламурным попом» — одна из самых успешных групп в стране. Фан-клуб группы в социальной сети «ВКонтакте» превышал 200 тыс. поклонников, а годовое количество просмотров роликов на официальном канале Dzidzio в YouTube превысило 11 млн. О популярности Потапа и особенно Винника вообще нечего добавить.
Вот стратегия. Взять комедийный сюжет; желательно при этом купить уже опробованный сценарий, как это сделали продюсеры «Бешеной свадьбы» (приобрели права на формат французского фильма 2014 года «Безумная свадьба»); насытить диалоги и ситуации предельно доступным, иногда и ниже пояса юмором; главное — включить в актерский состав эстрадных звезд — тем самым приведя в зал аудиторию, которая при других обстоятельствах туда бы не пошла. Бюджет при этом должен составлять до 10—11 миллионов. И все. Прибыль обеспечена.
Мы можем сколько угодно ругать авторов таких, мягко говоря, несложных развлечений, можем сетовать на непритязательную публику, но что есть — то есть. В Украине появились продюсеры, которые знают, как заработать на национальном фильме. Это не хорошо и не плохо. Это факт.
Что с ним дальше делать?
Зависит от того, каким мы хотим видеть свое кино.