«Четыре пространства», или Новая модель публичной библиотеки
Наши местные общины меняются, поэтому публичные библиотеки должны меняться вместе с нимиВ течение последних 10-15 лет социальный контекст, а следовательно, и социальная легитимность, библиотек меняется в принципе. Тенденции к глобализации, культурное освобождение и движение ко все более культурному обществу весьма значительны. Ведущие социологи развили такие понятия, как «пост-современные» или «современные» общества, указывающие на то, что мы прошли радикальные изменения или по крайней мере, что определенные тенденции, исчезновение традиций, спрос на индивидуальное и институциональное отображение или отсутствие социального единства были радикальными. Это означает, что сегодня больше, чем когда-либо надо знать, кто мы есть, что мы открываем в отношении других людей и общества в целом, что мы верим в нашу собственную силу и ценность и что мы можем сами по себе инициировать изменения. Это касается не только пользователей библиотек или граждан вообще, но также и библиотек как учреждений. Учитывая это, сегодня библиотеки нуждаются в новой модели деятельности, которая учитывает проблемы, стоящие перед обществом, и одновременно освещает потенциал библиотеки будущего.
Модель «Четыре пространства» - это превращение публичной библиотеки из пассивного хранилища фондов в более активное пространство для вдохновения и взаимодействия общества.
Модель состоит из четырех различных перекрывающих пространств: пространство вдохновения, пространство обучения, место встречи и перформативное пространство. Общая цель этих четырех пространств заключается в том, чтобы поддержать следующие четыре цели для публичной библиотеки в будущем: опыт, участие, расширение возможностей, инновации.
Модель «Четыре пространства» может использоваться библиотеками различными способами. Она может быть использована как инструмент для перестройки уже существующей библиотеки или как инструмент для создания новых библиотек, например, библиотек в новых объединенных территориальных общинах.
Существуют определенные сферы, где библиотеки, возможно, могут иметь особое влияние. «Управление и основные права», «Образование», «Отдых и социальное взаимодействие» - это сферы, на которые влияют сегодня публичные библиотеки, и они могут играть еще большую роль в будущем. Они хорошо согласуются с целями, направленными на модель «Четыре пространства»: опыт, участие, расширение возможностей и инновации.
ГОСУДАРСТВО И ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Публичные библиотеки вносят свой вклад в такие вопросы в обществе, как дискриминация, равные возможности и активное гражданство.
Примером признания важной роли библиотек в сфере активного гражданства является правительство Финляндии, которое определило роль библиотек в своем Национальном плане развития для достижения Целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Библиотеки признаются в контексте плана действий как инструмент для предотвращения разгара ненависти и расизма и поощрения социальной интеграции: роль публичных библиотек как промоутеров активного гражданства, культурного многообразия и демократии должна быть усилена.
В последнее время библиотеки продемонстрировали свою важную роль борцов за демократию через свою деятельность с фальшивыми новостями, которые стали проблемой во время президентской кампании в Соединенных Штатах в 2016 году. Наряду с другими учреждениями библиотеки организовали такие мероприятия, как #DayofFacts и международные кампании, например, IFLA How To Spot Fake News.
Еще одна важная сфера, в которой библиотеки действовали быстро, чтобы обеспечить право людей на равный доступ к информации, была во время кризиса беженцев в 2015 году. Публичные библиотеки в странах, получивших большое количество искателей пристанища и беженцев, создавали предложения и услуги для помощи новым жильцам. Обеспечение доступа иммигрантов к информации и мест для встреч позволило включиться в деятельность местной общины.
ОБРАЗОВАНИЕ
Обучение влияет на качество жизни людей по-разному. Люди с низким уровнем знаний и опытом, как правило, имеют худшие возможности трудоустройства и худшие экономические перспективы. Подобно сфере занятости, образование является одним из важнейших политик Европейского Союза (ЕС), поскольку уровень образования жителей может оказать серьезное влияние на их способность к трудоустройству, что, таким образом, уменьшает их риск бедности, предоставляя необходимые навыки и знания для адаптации к быстро меняющемуся рынку труда и общества. Повышая творческие способности, предпринимательство и инновации, образование также может способствовать созданию и развитию рабочих мест. Кроме того, вне прагматических соображений, образование является одной из высших ценностей общества, поскольку это позволяет лучше понять мир, в котором мы живем.
Библиотеки традиционно являются ключевыми учреждениями в обществе, которые обеспечивают возможности для обучения в течение всей жизни. Это также будет важной задачей библиотек в будущем. Одним из пространств в четырехпространственной модели является учебное пространство. А оно, в частности, является основой для приобретения опыта и расширения возможностей. Это место, где взрослые могут открыть и исследовать мир и тем самым увеличить свои компетенции и возможности через бесплатный и неограниченный доступ к информации и знаниям. Это происходит благодаря тренингам, художественным занятиям, курсам и многим другим видам деятельности.
Возникает тенденция создания в библиотеках makerspaces, креативных пространств, it-пространств и других - это способ облегчить новый учебный опыт как для молодых людей, так и для взрослых. В makerspaces люди делятся инструментами, навыками и идеями, а также часто работают над проектами. В этих пространствах обучение пересекается с практическим опытом. Основные усилия makerspaces направлены на объединение людей для изучения и создания проектов, которые их интересуют.
Знания и учебные материалы больше не помещаются между обложками книг, а все больше приобретают цифровой характер. Обучение в течение всей жизни - добровольное и мотивированное стремление к познанию в течение всей нашей жизни - сегодня является выдающимся явлением. Большинство занятий сейчас происходит неформально вне класса. Переход от традиционных пространств к электронному обучению может обеспечить уменьшение ресурсов, например, они могут потребовать меньше физического пространства и минимизировать расходы на печатные материалы.
Библиотеки взяли на себя роль поставщика цифровых компетенций через доступ к оборудованию и обучению (которые часто недоступны для пользователей дома, в школе или на рабочем месте). Библиотеки проводят тренинги не только по базовым компьютерным навыкам, но и предлагают возможности для более продвинутых тренировок в таких сферах, как 3D-моделирование, графический дизайн, программирование и т.п.
Публичная библиотека должна быть местом, где люди чувствуют себя свободными и поощряются получать новые знания и навыки с целью повышения их качества жизни.
ДОСУГ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Социальная жизнь, в которой люди могут наслаждаться балансом между работой и частными интересами, тратя достаточно времени на отдых и социальное взаимодействие, очень связана с удовлетворением жизнью. Возможность заниматься социальной деятельностью важна для психологического равновесия человека, а следовательно и благополучия.
Тема социальных взаимодействий сосредоточена на деятельности с людьми, деятельности для людей, поддерживающих отношениях и социальной сплоченности. Деятельность с людьми (включая ощущение одиночества) измеряется с точки зрения частоты общения, социального общения, общения с друзьями, родственниками или коллегами. Деятельность для людей касается привлечения к добровольной и благотворительной деятельности, за исключением оплачиваемой работы. Оценка существования поддерживающих взаимоотношений основывается на доле людей, которые указывают на то, что у них есть кто-то, на кого можно положиться, когда нужна помощь, с кем можно обсудить личное. Социальная сплоченность предполагает межличностное доверие.
Исследования показывают, что публичные библиотеки могут быть полезными местной общине как с позиции активной работы библиотекарей, так и физического пространства библиотеки. Публичные библиотеки - это бесплатные и открытые места для встреч в местной общине.
Определением пространства для встреч в четырехпространственной модели является то, что библиотека является открытым, публичным пространством и местом между работой и домом, где граждане могут встречать других людей. В нашем сегментированном обществе людям нужны площадки, на которых они встречают людей с разными интересами и ценностями, а также знакомятся с другими мнениями через обсуждение и дебаты. Встречи могут происходить как физически, так и в сети Интернет через группы чатов, блоги или другие социальные технологии.
Публичные библиотеки имеют важное значение для создания мостов между людьми с разными ценностями и принадлежностью к разным культурам. Потенциал библиотек раскрывается через их определение как мест для встреч и мест, генерирующих доверие. Иногда местный библиотекарь является единственным человеком, с которым пользователь общался за день. А наличие кого-то, на кого можно положиться в случае необходимости, является очень важным для индивидуального благополучия.
События и мероприятия в библиотеках дают людям культурную и образовательную ценность, но также позволяют обеспечить социальное взаимодействие между людьми. Общая активность, такая как книжный клуб в библиотеке, может оказать значительное положительное влияние на благополучие и счастье участников.
БИБЛИОТЕКА КАК «ВТОРОЕ» И «ТРЕТЬЕ МЕСТО»
Социолог Рэй Ольденбург в своей книге The Great Good Place (Ольденбург, 1989) утверждает, что «третьи места» важны для гражданского общества, демократии и гражданского участия. «Третье место» - это социальное окружение, отдельное от двух обычных социальных условий: дома («первое место») и рабочего места («второе»).
Характеристиками «третьего места» являются: свободная общественная площадка, где есть постоянные посетители, где общение является основной деятельностью, где можно купить что-нибудь пить. В рамках исследовательского проекта PLACE в Осло (Норвегия) было проанализировано, как пользователи библиотеки в трех разных районах Осло использовали свою местную публичную библиотеку. Они изучали деятельность библиотеки, которая выходила за пределы выдачи книг и доступа к информации, причем особое внимание уделялось тому, как публичные библиотеки функционируют как места встреч в своих местных общинах. Исследователи обнаружили, что большое количество пользователей определяет библиотеку как место, связанное с работой и образованием, это «второе место». Библиотека является продолжением школы или работы. Многие из тех, кто находится в тяжелых и переходных жизненных ситуациях, используют библиотеку как альтернативу «второму месту» - месту, которое структурирует повседневную жизнь так же, как рабочее место для занятых.
Не только библиотеки претендуют на «третье место». Но по сравнению с кафе и другими местами, которые считаются «третьими местами», библиотеками можно свободно и бесплатно пользоваться, и люди могут приносить собственные продукты и напитки, если они не могут себе позволить что-нибудь покупать.
Публичные библиотеки способствуют развитию общества, формируют социальный капитал и качество жизни различными способами для разных групп людей. Публичные библиотеки могут положительно влиять на качество жизни в таких сферах: государство и основные права человека, образование, а также досуг и социальное взаимодействие; не забывая о роли, которую они играют в трех других областях (экономическая и физическая безопасность, производительность и основная деятельность, здоровье). Развитие библиотек и библиотечных услуг в соответствии с моделью мирового пространства (опыт, участие, расширение полномочий и инновации) поможет им создавать сообщества, способствующие повышению качества жизни людей в их местных общинах.
Оксана БОЯРИНОВА, председатель Молодежной секции Украинской библиотечной ассоциации, PR-менеджер Украинской библиотечной ассоциации