Что ждать от нового министра культуры?
Вчера Верховная Рада назначила нового министра культуры - Александра Ткаченко. Это назначение не стало неожиданностью и вполне ложится в парадигму политики Зеленского и «Слуги народа». Так чего же ждать от нового министра? Если коротко - то ничего.
В принципе на этом можно было бы и закончить обсуждение кадровой политики «зеленой» власти, но я все же объясню свою позицию. Дело в том, что уже во второй раз на пост министра культуры назначают именно телевизионщика. Это уже симптоматично, ведь показывает настоящий взгляд Зеленского на культуру. Он заботится о «развлекаловке», эффектном шоу, которое должно понравиться широким массам. Поэтому и министры соответствующие.
Кстати, в сотый раз в нашей истории такое назначение происходит авансом - то есть человек получает кресло, но программу своей деятельности еще не обнародовал. Поэтому нарабатывать план действий Ткаченко будет уже непосредственно на посту министра. Даже если он сформирует качественную программу, то на ее подготовку будут потеряны несколько месяцев. Другое дело - если бы министров отбирали через предварительный конкурс и анализ представленных программ. Но не в нашей стране...
Вряд ли правительство Шмыгаля продержится долго, поэтому и ждать долгосрочного планирования от Ткаченко бесполезно. Он метит в кресло мэра столицы и, вероятно, покинул Верховную Раду для того, чтобы на новой должности повысить собственную узнаваемость (даже не рейтинг, потому что о нем пока речь не идет). Если правительство уйдет в отставку, Ткаченко вернуться в парламент уже не сможет, а значит – вылетит, по крайней мере на время, из публичной политики.
Поэтому его личная задача в министерском кресле - лучше запомниться, всячески «светиться». А это возможно только благодаря каким-то масштабным проектам. Сделают нам какое-то шоу ко Дню Независимости, чтобы меньше думали о ползучей капитуляции, запустят некий «Голос» для талантов со всей страны и будут показывать его по телевизору. Вот и все, не более.
Культура и масштабные проекты с хорошей телекартинкой могут пересекаться, но только изредка. На самом деле любой министр культуры будет сталкивается с двумя главными вызовами: 1) как активизировать культурные запросы населения, особенно в сельской местности и провинциях, как их привлечь к культуре; 2) как повысить конкурентную способность украинской культуры, дать ей толчок для развития внутри страны и продвигать ее в мире, как научить ее зарабатывать.
И с последнего пункта вытекает еще один, не менее важный: отсутствие инвестиций в культуру, без которых поднять это дело невозможно. Речь идет не только о повышении тех поистине нищенских зарплат, которые сегодня получают работники культуры на местах, но и о серьезном инвестировании в целые отрасли: кино и книгу, музыку (не только популярную!) и театр, музейное дело и охрану наследия. Мы стали свидетелями того, как раздражающе государство, прикрывшись пандемией, украло деньги у культуры - и вряд ли их вернет. ГУД или прокуратура для новой власти важнее, а культура остается всего лишь развлечением, а не инструментом национального и государственного строительства.
Поэтому мог ли адекватный человек, зная, что бюджет у ведомства забрали, не имея профессиональной подготовки и опыта в сфере, без программы идти на такую должность? Разумеется, нет. Ведь ни о каких реформах и улучшениях в таком случае и мечтать не приходится. Но если цель у тебя - «посветиться», то такое кресло вполне подходит.
Поэтому я и говорю, что от Ткаченко ничего ожидать не надо. Разве какое-то очередное шоу...