Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Долгая дорога в Уругвай

15 мая, 10:57

На прошлой неделе я начал рассказ о чрезвычайно интересном польском писателе Чеславе Страшевиче. Сегодня хочу продолжить его и рассказать читателям о его долгом пути в эмиграцию в Латинскую Америку.

Чеслав Страшевич появился на свет 16 октября 1904 года в Белостоке в семье Тадеуша и Марии, вырос в доме возле костела св. Роха. Имел сестру Гелену и брата Януша. Когда началась Первая мировая война, будущий писатель вместе с матерью уехал вглубь России, побывал и на украинских землях - в Киеве, Белой Церкви, Крыму. Во время своей первой вынужденной эмиграции - в десятилетнем возрасте! - написал свой первый текст, рассказ «Под бомбами»: о том, как бомбардировки уничтожили его родной дом в Белостоке.

В 1918 году он вместе с матерью возвращается в Польшу и поселяется в Варшаве, где жило большинство его семьи. Учился в Государственной гимназии им. Сташица. Во время польско-большевистской войны - в возрасте шестнадцати лет - записался добровольцем во 2-й полк обороны Варшавы, воевал и был награжден Знаком отличия Жертвенных.

В 1923 году Чеслав поступает на польскую филологию Варшавского университета, но не выдерживает там долго и переводится на философию. Отец писателя в то время работал судьей Верховного суда, семья была зажиточной, поэтому Чеслав еще в студенческие годы много путешествовал - Испания, Греция, Италия, Франция, Турция, Марокко, Тунис. Путешествуя, много писал (стихи, описания своих путешествий, рассказы), экспериментировал с формой, увлекался экспрессионизмом. Как писатель дебютировал в 1928 году на страницах литературного журнала Kwadryga; первая книга Страшевича - роман «Wystawa bogów» («Выставка богов») - вышла в свет в 1933 году и была одобрена критикой. В 1935 году литератор начал сотрудничать с еженедельником Prosto z mostu, печатал там рассказы; в следующем году издал сборник рассказов «Gromy z jasnego nieba» («Громы среди ясного неба»), а еще через год - роман «Przeklęta Wenecja» («Проклятая Венеция»). В своем творчестве того периода с позиции гуманиста много внимания уделял странствиям, экзотическим странам, а также опыту мультикультурализма, национальному и расовому многообразию. Несмотря на то, что видел немало стран и континентов, Страшевич всегда признавал, что первый опыт мультикультурности - национальной, языковой, религиозной - получил в детстве, в мире пограничья, который бурлил вокруг Белостока.

Важной вехой жизни и творческой карьеры Чеслава Страшевича стало начало сотрудничества с общественно-политическим журналом «Политика», где он отвечал за рубрику культуры. Редактором издания был Ежи Гедройц, фигура, ставшая ключевой в жизни Страшевича. На страницах журнала писатель печатал публицистические тексты и литературные рецензии, вступал в полемики и высказывал свои эстетические убеждения. В 1939 году опубликовал роман «Litość» («Жалость»), героем которого стал немецкий ученый, одурманенный нацистской пропагандой. Критика с энтузиазмом отреагировала на этот роман, благодаря ему Страшевич получил реноме серьезного литератора. По некоторым данным, из-за выраженного в романе резко критического взгляда на нацизм и фашизм гестапо внесло имя писателя в «черный список».

Собственно говоря, это благодаря Ежи Гедройцу оба писателя - Страшевич и Гомбрович - попали на палубу лайнера «Храбрый» и разделили общую 17-ю каюту. Редактор пристроил их как корреспондентов, которые должны были освещать поездку. В частности, Страшевич в Аргентине и Бразилии хотел собрать материалы для романа о польских работниках (экономических мигрантах) в Южной Америке. Сотрудник Института литературоведческих исследований Польской академии наук Павел Бем в своей статье «Самый человечный из наших писателей» приводит цитату из аргентинской газеты, которая писала о прибытии лайнера «Храбрый»: «Чеслав Страшевич направляется с официальным визитом в Бразилию, но хочет воспользоваться возможностью и познакомиться с нашей страной; он собирается провести здесь столько времени, сколько сможет, однако на более долгий срок, вероятно, остаться не удастся. (...) автор многочисленных романов, в частности «Громы среди ясного неба», «Жалость» и «Проклятая Венеция», а также романов на народные темы, Страшевич является выдающимся представителем варшавского ПЕН-клуба. Витол (sic!) Гомбрович - современный юморист, обладающий значительным культурным кругозором. Его недавняя книжечка, названная «Фердидурке», имела шумный успех». Как видим, даже зарубежная пресса относилась тогда к Страшевичу как к серьезному писателю, отводя Гомбровичу второстепенную роль. Война, начавшаяся как раз в те дни, изменила эту ситуацию кардинальным образом.

Гомбрович решает остаться за океаном, а позже в своих произведениях даже высмеивает патриотичных поляков, которые решают вернуться в Европу и биться за родину. То есть насмехается и над Чеславом Страшевичем, который, не теряя времени, на товарном корабле добирается до Франции, где в местечке Коэткидан вступает в польские военные формирования, которые собирает генерал Сикорский. После капитуляции Франции через Швейцарию и Италию добирается до Великобритании, где берется за обучение молодых солдат.

По иронии судьбы, видимо, спасшей ему жизнь, Чеслав Страшевич, который так отважно отправился на войну, повоевать так и не успел, потому что во время маневров на полигоне в Шотландии получит травму, попав под танк, затем его отправляют на лечение и признают непригодным к несению воинской службы. Не имея возможности использовать свои мышцы, писатель бросает в бой свой талант и мозг: приступает к работе на радиостанции «Świt», вещавшей на оккупированную Польшу. Выполняет различные функции: диктора, репортера, редактора; особенно активно радиостанция работает во время Варшавского восстания 1944 года.

В конце войны МИД польского эмиграционного правительства в Лондоне отсылает Чеслава Страшевича в Уругвай, где в Монтевидео писатель должен был взять на себя работу пресс-атташе посольства. Однако, прибыв на место, литератор обнаружил, что МИД коммунистической Польши уже назначил на эту должность другого человека. Война закончилась, Польша была оккупирована советской армией, поэтому - не зная куда возвращаться - Чеслав Страшевич решил остаться в Уругвае.

Продолжение - на следующей неделе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать