Финансирование кино: выход или ловушка?
![](/sites/default/files/main/blogposts/14borodyanskiy.jpg)
Недавно назначенный министр культуры, молодежи и спорта Владимир БОРОДЯНСКИЙ продолжает раздавать интервью и комментарии, которые ощутимо тревожат кинематографическое сообщество. Если свести сказанное бывшим директором медиагруппы StarLightMedia к нескольким тезисам, то это будет выглядеть так:
• система финансирования отечественной киноиндустрии государством в корне изменится;
• будет введена рейтинговая успешность режиссеров и продюсеров;
• показатель будет вычисляться по следующим критериям: кассовые сборы и зрительская популярность фильма в Украине и его успешность на фестивалях за рубежом;
• уточнение по зрительской популярности — будут считать не только кассу, но и просмотры по телевизору и на сайте YouTube;
• если продюсер или режиссер не проходит «квалификацию» (употреблено именно это слово), то не имеент значение, кто это, вчерашний дебютант или мастер с Каннскими наградами, — Госкино денег ему не даст.
Теперь я хочу привести другой перечень — список украинских фильмов, которые выйдут в октябре— ноябре.
• «Захарий Беркут» (режиссер — Ахтем СЕЙТАБЛАЕВ) — исторический боевик за одноименной повестью Ивана Франко с участием американских актеров;
• «Поет Ивано-Франкивсктеплокоммунэнерго» (Надежда ПАРФАН) — остроумная и оригинальная по форме документальная драма о работе и отдыхе Ивано-Франковских коммунальщиков;
• «Холодная кровь»/Cold Blood Legacy (Фредерик ПЕТИЖАН, Украина-Франция) — криминальный триллер с Жаном РЕНО в главной роли;
• «Гостиница Эдельвейс» (Юрий РУДЫЙ) — комедия;
• «Кошмарный директор, или школа №5» (Мила ПОГРЕБИСКАЯ) — подростковая комедия;
• «Домой» / Evge (Нариман АЛИЕВ) — драма, отобранная для участия в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд»;
• «Неприятность на 5 Baksiv» (Мирослав Латик) — криминальная комедия с участием Олега ПРИМОГЕНОВА;
• «Цена правды»/Gareth Jones (Агнешка ГОЛЛАНД, Украина-Великобритания-Польша) — историческая драма культового европейского режиссера Агнешки Голланд о британском журналисте Гарете ДЖОНСЕ, который первым рассказал миру правду о Голодоморе (а наша газета, кстати, первая рассказала в Украине о Джонсе);
• Также на Киевской неделе критики в конце октября покажут «Мои мысли тихие» — блестящую комедию молодого режиссера Антонио ЛУКИЧА, отмеченную специальной наградой жюри фестиваля в Карловых Варах.
То есть 9 отечественных фильмов на любой вкус, от арт-хауза до легкомысленного развлечения. Почти все профинансированы Госкино в предыдущие годы. В целом же благодаря этой поддержке ежегодно выходят 25 и больше фильмов. Какие-то из них успешные в прокате, большинство, в том числе жанровые, нацеленные как раз на массовую авдиторию, — нет.
Однако если перечисленные выше изменения будут воплощены, о таком разнообразии можно будет забыть.
Конечно, есть проблема с патриотическим, особенно с историко-патриотическим кино, которое у нас превратилось просто в синоним провала. Такое впечатление, что бюджеты на такую продукцию прежде всего стремятся освоить корыстные продюсеры, которые о художественных качествах фильма думают в последнюю очередь, однако хорошо владеют нужной риторикой и умеют умасливать ею чиновников. Но не будем забывать, что нынешний министр до недавнего времени возглавлял крупную кинокампанию, а президент, который его назначил, является выходцем из другой подобной структуры. И где гарантия, что вместо не очень талантливых, но ловких псевдопатриотов приоритетный доступ к распределению средств не получат представители лишь определенных, близких к власти студий, с так же сомнительным художественным результатом?
Министр ропщет относительно провалов нашего кино в прокате. Но почему-то избегает разговора относительно причин этих провалов, а между тем одна из них просто на поверхности и даже имеет четкие математические параметры. Это — количество кинозалов в стране.
На сегодняшний день в Украине их 525 в 187 кинотеатрах. Это приблизительно 1,24 зала на 100 тыс. населения. Много это или мало? Для сравнения (не будем даже братья западные страны): в Беларуси — 1,46 на 100 тыс. населения, в Казахстане — 1,74, в Литве — 2,91, в Латвии — 3,08, в России — 3,32, в Польше — 3,59, в Эстонии — 4,55, в Чехии — 5,03. Мы уверенно в хвосте на всей территории бывшего СССР, кроме Грузии. Для того чтобы достаточно людей увидело фильм, необходимо не менее 1000 залов (без оккупированных территорий), причем не только в Киеве или в крупных городах. Иначе о какой-либо кассе, окупаемости, зрительском успехе можно забыть. Тем временем, в ближайших два года у нас построят аж 70 залов. Если все сложится хорошо.
Что же касается количества просмотров на сайте YouTube, то их легко можно «накрутить» с помощью специальных программ, а замечание о телевидении может вызвать разве что горькую улыбку: ничего не помешает ТВ-менеджеру поставить определенный фильм, например, на 2.00 ночи — как бы и показали, но никто не увидит. И поять же, возникает мотив личной заинтересованности — министр до недавнего времени возглавлял компанию, которой, в том числе, принадлежат несколько каналов, так же как и президент работал в шоу, которое в приоритете на «1+1». То есть получается потенциально коррупционная ситуация.
Еще один фактор, который нельзя не учитывать: в мире существует очень ограниченное количество кинематографий, которые самоокупаются. США, Индия, Китай имеют в этом смысле ресурсы, несопоставимые даже с Западной Европой. В основном национальные фильмы проигрывают в прокате Голливуду, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому обычно кино малых и средних стран дотационное; без грантовой, меценатской и государственной поддержки оно обречено. Тем более, если идет речь о фестивальных, артхаусных картинах, о которых вспомнил министр: расходы на их производство почти никогда не покрываются прибылями от продажи билетов, потому что аудитория этого продукта намного уже, чем у жанровых продуктов, тем более у Голливуда. Лучший фильм знаменитого Ларса фон ТРИЕРА «Идиоты» (1998) имеет 2,5 млн долларов бюджета и только 1,5 млн сборов, «Скромное обояние буржуазии» Луиса БУНЮЭЛЯ — 800 тыс. против мизерных 12,8 тыс., «Шопоты и крики» Ингмара БЕРГМАНА — 400 тыс. и 11 тыс. соответственно. Это, конечно, ультимативные примеры, но они как раз и подтверждают правило: далеко не всегда уровень исполнения произведения приводит к немедленному коммерческому успеху.
Пока же — из того, что уже обнародовано — последовательное воплощение предложенных новаций может поставить под угрозу ренессанс украинского кино, который мы наблюдали последние 5 лет. Нет, кино не исчезнет. Просто оно может превратиться в поток не очень качественных жанровых работ, выпущенных избранными по принципу «свой-чужой» продюсерами и режиссерами. Окупиться им при таком количестве кинотеатров все равно не удастся. А авторы, способные создать что-то на мировом уровне, направятся искать финансирование где-то в другом месте или вообще выпадут из профессии.
Не выигрывает в итоге никто.