Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Гениально... до слез

29 ноября, 2019 - 14:34
Михаэль Дюдок де Вит

Вчера на кинофестивале «Крок: В родной гавани» показали 9-минутный фильм Михаэля Дюдока де Вита «ОТЕЦ И ДОЧЬ» (2000, пр-во Нидерланды, Великобритания). Фильм, удостоенный «Оскара» в 2001 году, я видел тогда же, в 2001, как раз на «Кроке».

Ныне режиссер приехал в Киев, со сцены Дома кино он довольно подробно рассказал о двух своих лентах - тоже знаменитуой «Монах и рыба» (1994) и названной выше. Далее были сами фильмы - на большом экране, с прекрасной проекции (в Красном зале ДК новая аппаратура).

«ОТЕЦ И ДОЧЬ» - притча, короткий рассказ, в котором поместилась вся человеческая жизнь. Начинается все с того, что отец и маленькая дочь прощаются на берегу моря. Прощаться трудно, но надо... Отец отплывает, на лодке, потом выяснится - навсегда.

А дальше под ритмичную вальсовую мелодию (Normand Roger and Denis Chartrand), которая все возвращает и возвращает жизнь к одной и той же точке, дочь приезжает на то же место на берегу в тщетной надежде, что отец вернется. Она превращается во взрослую женщину, она стареет и, наконец, превращается в трухлявую старушку - однако все так же упорно приезжает на велосипеде на морской берег...

В итоге героиня сходит с небольшого прибрежного холма и идет в море. Где уже нет воды, а есть песок и тростник. И лодка, полузасыпанная песком. Она укладывается в ту лодку, словно в гроб, и засыпает. И уже во сне (хотя пластически это не выглядит сном, это как наяву) она видит появление отца - и они наконец объединяются в объятиях...

Хорошо, что я сидел в первом ряду и никто не видел моих слез. Хотя, думаю, они были не только у меня. Удивительно простая и удивительно эмоциональная картина. Это и обо мне, и о моем отце, который оставил меня, 11-летнего, отойдя в лучший мир, и я до сих пор жду, до сих пор выглядываю его, до сих пор верю, что мы все-таки встретимся...

Кто там говорит о смерти высокого искусства? Вот же оно. Сделано проще простого. Без компьютера, без каких-либо технических придыбенций. Нарисованное-прорисованное обычным карандашом. Велосипедное колесо, которое вращается в своей бесконечности. Деревья, прогибающиеся от ветра. Сам ветер, меняющий профиль окружающего время-пространства. Деревья, которые множатся, словно зарубки роста - человека и его времени. Облака, меняющие конфигурацию небес, а с тем вместе и земного лона...

Все, все меняется - кроме любви дочери к отцу, кроме какой-то тотальной нежности двух людей. И когда наконец их экранные силуэты сливаются в один - из наших зрительских глаз текут слезы. Слезы радости и слезы печали: жизнь, такая прекрасная и такая гармоничная, устроена все же несправедливо. Делая нас сиротами, лишая нас самых дорогих наших людей. Только мы отказываемся признавать свое сиротство. Нет сиротства, когда есть такая потуга, такая сила любви.

Михаэль, Вы гений! Это такая земная и одновременно неземная поэзия. В ней сама философия жизни. И тот катарсис, то очищение души, на которое способно только настоящее искусство.

...Теперь я точно знаю: мы встретимся с моим отцом.

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ