Глазами «Открытой ночи»
Гран-при фестиваля получила Юлия Шашкова за документальный фильм «Волонтеры войны»Приятель Мулы Насреддина спросил поправилась ли после операции его жена. «Нет - ответил он. Она все еще об этом говорит.»
Так и о кинофестивале «Открытая ночь» - «очаровательной, загадочной, самой бессонной, но, к сожалению, короткой», - по словам основателя режиссера Михаила Ильенко, зрители продолжают спорить.
Спустившись с Андреевского спуска на «Арт-причал» на Столичном шоссе, фестиваль продолжает подниматься к вершинам смелости творчества. За спиной у зрителей зеркало воды, над киноэкраном мост через Днепр. Мешали только стулья для зрителей, которые выглядели бы как кинобаштан, если бы разместили просто на полу причала. Красный закат, блеск уверенных глаз, какой-то возвышенный азарт и упругость личностей молодых апологетов бессмертного кинематографа создавали коктейль фестивального настроения.
Возможно, интриги добавлял призовой Фонд Доброжелательности в 11.600 грн., который сложился из вступительных взносов тридцати участников программы и простое арифметическое открытие, что кто-то 400 грн. не додал. Его вручили Юлии Тампура за фильм «Шрам» - сюжетный отголосок древнегреческой трагедии. Муж и жена попадают в плен к террористам на востоке Украины. Понимая, что они хотят ее обесчестить на глазах любимого, женщина передает мужчине нож, чтобы он ее убил. Он выполняет ее волю, а убить себя ему не дают бандюки. Дальнейшая справедливая месть боли жить не утоляет. Почему-то вспомнился Акира Курасова, который раскроил себе горло, едва врачи спасли.
Гран-при фестиваля (50 тыс. гривен) получила Юлия Шашкова за документальный фильм «Волонтеры войны», в котором говорится о преемственности волонтерства, точнее казацкого братства, которое лежит в его основе.
В нынешнем жюри фестиваля почти не было кинематографических персон, преимущественно политики. Но говорить об их идеологических приоритетах в выборе победителей, предостерегает приз зрительских симпатий, который завоевала работа Александра Шкрабак «Эхо» о двух вдовах - полковника, который умер от сердечного приступа в сауне и добровольца, застреленного в АТО.
Говорить с экрана, со сцены о еще горячих событиях чрезвычайно опасно. Призрак конъюнктуры все время соблазнительно - омерзительно улыбается.
Но проникновение в самый центр правильного котла нации делает вынесенные из него рефлексии безоговорочно убедительными.
Фестиваль предъявил много находок, новых красок, свежих нот, чего-то волшебно молодого в «Игровом кино», «Неигровом кино», «Анимации». На самом деле глаза разбегаются, но жюри той бодрой ночью, к уже названным победителям добавило:
Лучший игровой фильм - «Голден лав» режиссера Павла Острикова.
Лучший анимационный фильм - «Big Man» режиссера Татьяны Кабаевой.
Лучшая работа художника - Роман Попадько за фильм «Мишень».
Лучшая операторская работа - Вячеслав Бегун с фильмом «Самые близкие к Богу».
Специальный диплом жюри за эксперимент оператора - Александр Петроченко и Антон Антонец за фильм «Белые слоны».
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины