Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Иллюстрация

Жительницу знаменитого карпатского села Крыворивня Параску ПЛЫТКУ-ГОРЫЦВИТ еще при жизни называли «Гомером Гуцульщины». Разнообразие ее талантов иначе как ренессансным не назовешь: художница, фотографиня, писательница, сказочница, философиня, фольклористка, этнографиня, диалектологиня. В ее наследии — множество картин и книг. Она была связной УПА, отсидела 7 лет в сталинских лагерях. Вернулась в село в 1954 и жила там до самой смерти (1998).

В фильме «Портрет на фоне гор», позавчера показанном на XVІ международном фестивале документального кино Docudays UA, эта информация есть. Рассказывают и о лагерях, и о мечтах (грезила о море, увлекалась космосом), показывают дом-музей, а в основу сюжета кладут фотографии. Параска делала их 30 лет, снимала односельчан. В 2015 оригинальные пленки начали реставрировать. В фильм вошли сотни фото.

Максим РУДЕНКО ранее работал оператором, поэтому для него это режиссерский дебют. Пытаясь создать заявленный «Портрет на фоне гор», он сосредотачивается на среде, в которой жила Параска — то есть на людях и на пейзажах.

И первые, и вторые прекрасны. Руденко сначала устраивает серию полушуточных мизансцен с сельчанами, застывающими живыми портретами в той же рамке, в которую когда-то ставила свои модели Параска. Удаются ему также остроумные или трогательные моменты: свадебный фотограф в комичных хлопотах, артистичный жизнелюб батюшка Иван, для всех находящий меткое слово, старый гуцул, плачущий над фотографиями Плытки, узнавая себя и своих близких. Снято все это с безусловным мастерством (операторский опыт очень чувствуется). Отдельно стоит отметить музыку Святослава ЛУНЕВА — атмосферную и одновременно океанически глубокую.

Проблема в том, что все эти достойные элементы режиссеру не удалось как следует организовать. Начав довольно энергично, Руденко затем пытается составить определенную историю, например, детально показывая разного рода сельские обряды — свадьбы и похороны, празднование Рождества, Крещения и Пасхи, однако почти сразу теряет ритм, распыляет экранное время в довольно однообразной фиксации событий; структура, которая бы связывала все эти бесконечные ритуалы, костюмы, черно-белые снимки, горные пейзажи, человеческие лица, прыжки с трамплина, подводные съемки, гипнотическую музыку, за- и внутрикадровые комментарии в единое образное целое, здесь не выстроена.

Тем не менее, думаю, экранное будущее у Максима Руденко есть. Режиссерская уверенность обязательно придет, а приобрести ее можно только практическим путем, набивая иногда очень болезненные шишки.

Все же «Портрет на фоне гор» состоялся как культурологический факт. Как чисто иллюстративный, но обстоятельный и по-своему зрелищный кинотрактат о «Гомере Гуцульщины».

А сколько еще таких, часто совсем неизвестных героинь и героев по Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать