История в кривом кинозеркале
Когда-то, еще до появления телевидения, в Советском Союзе кино служило главным средством массовой пропаганды. В отличие от книг, журналов и газет, фильмы могли смотреть и неграмотные, и малограмотные, которых было немало еще и в 1930-40-е годы. И важнейшую роль играли историко-революционные и вообще исторические фильмы. Среди них были и подлинные шедевры, вроде «Броненосца Потемкина» среди историко-революционных, и «Война и мир» среди исторических. Но таких кинолент было меньшинство.
Разумеется, все исторические фильмы создавались по единой идеологической схеме. Речь, конечно же, не идет о романе Льва Толстого, где применять идеологические схемы напрямую не было возможности. Зато Толстой с его «дубиной народной войны», в отличие от толстовства, был у большевиков в почете. Революционеры всех поколений в советских фильмах – настоящие герои, рыцари без страха и упрека, ведущие Россию и человечество к светлому будущему. А с ними безуспешно борются крайне несимпатичные царские сатрапы, полицейские, жандармы и т. п. Также положительными героями советских кинофильмов были предводители крестьянских восстаний, поскольку тоже боролись против эксплуататорского государства. И еще непременно должен был присутствовать человек из народа (один или несколько), который при необходимости поправлял чересчур интеллигентных героев, а также провозглашал народную оценку исторических событий и лиц.
Определенные коррективы были внесены, начиная со второй половины 1930-х годов. Тогда было решено, что Российское государство отнюдь не всегда было плохим и реакционным. Наоборот, оно было прогрессивным тогда, когда собирало под своей властью разные народы и сражалось с внешними врагами. Поэтому отдельные русские монархи теперь могли фигурировать в фильмах в качестве положительных героев – например, Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Великий, Екатерина Великая, а также, в некоторые исторические периоды, - Иван Грозный. Также разрешено было рисовать образ отдельных русских полководцев, флотоводцев и политических деятелей светлыми красками – Суворова, Кутузова, Минина, Пожарского, Ушакова, Нахимова. Также подобной чести удостоился целый ряд деятелей культуры, причем не только русской – Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Чайковский, Глинка, Грибоедов, Шевченко, Насими, Чавчавадзе и др. В кино они, как правило, находились в непримиримом противоречии с царизмом и нередко становились его жертвами.
А вот в современной России указанная схема подверглась существенной корректировке. Конечно, кинематограф сам по себе уже не играет той ведущей пропагандистской роли, как это было в первые десятилетия Советской власти. С телевидением и Интернетом он конкурировать не может. Теперь главным продуктом исторического кино закономерно стали телесериалы, так что исторический высокобюджетный фильм часто сразу же снимается в двух вариантах – и как картина для большого экрана, и как телесериал. Ныне положительными героями российского исторического кино стали не только Петр I и Екатерина II, но и почти все русские князья, цари и императоры, а из правителей советской эпохи – Сталин (с некоторыми оговорками), Брежнев и Андропов.
Характерно, что из советских вождей безусловно отрицательным персонажем выставляется Никита Хрущев, чей образ порой превращается в откровенную карикатуру. «Дорогому Никите Сергеевичу» мастера российского кино, идущие в ногу с российской властью, не могут простить десталинизацию, публичное осуждение культа личности, «оттепель», а также довольно тесные связи с Украиной в его политической карьере, которыми и объясняют передачу Украине Крыма. А вот по отношению к Ленину, основателю Советского государства, в российском кино принята своеобразная фигура умолчания. Советская «лениниана» осталась в далеком прошлом. Сейчас Ленина предпочитают не ругать, чтобы не задевать чувства многих правоверных коммунистов, но и не хвалить, чтобы не затмевать фигуру Сталина, строителя империи и главного киногероя советской эпохи. Поэтому если Владимир Ильич и появляется на экране, то лишь в качестве нейтрального эпизодического персонажа.
При изображении же советской действительности упор делается на достижения – великие стройки, великие культурные достижения, великие победы в Великой Отечественной войне. Чтобы фильмы и сериалы про советскую историю не выглядели слишком уж приторными или пресными, критика эпохи в них тоже присутствует, но в таких дозах, чтобы она ни в коем случае не перекрывала достижения.
Применительно к сталинскому времени, это репрессии, а применительно к послесталинскому – назойливое, хотя и несколько комическое вмешательство партийных органов во все виды творческой и профессиональной деятельности, будь то работа музыканта, писателя или следователя. Если же речь идет о более ранних эпохах, то применительно к древности, например, времена Александра Невского, изображаются в стиле плохого фэнтези, а фильмы, посвященные событиям XVII и XVIII веков, выглядят как жалкая пародия на «Трех мушкетеров».
Смотреть эти приторные костюмированные постановки чрезвычайно скучно. Тут никакой залихватский сюжет не спасает. При этом российские цари, императоры и вельможи – герои положительные, за государство болеющие. А их враги – зловредные иностранцы, приходящие с Запада и только и думающие, как бы России и русским напакостить. Единственный император, в отношении которого сохраняется карикатурный образ советского времени, - это Петр III. Очевидная вина данного монарха заключается в том, что его свергла с престола и приказала убить сама Екатерина Великая – героиня сугубо положительная (про ее ненасытную любвеобильность и произвол фаворитов велено не вспоминать). К тому же Петр плохо говорил по-русски (Екатерина в фильмах по-русски вообще без акцента изъясняется) и считал своим кумиром Фридриха Великого.
Если же речь идет о событиях второй половины XIX – начала XX века, то всячески подчеркивается стабильность и красота тогдашней русской жизни. Революционеры, включая большевиков эпохи гражданской войны, показаны как мрачные фанатики-разрушители. А вот царская армия Первой мировой и белая армия гражданской войны – просто загляденье. Молодцы-патриоты, как на подбор, и всё люди сугубо православные. А большевики их сокрушают не иначе как с помощью мировой закулисы.
По сравнению со всей этой киномакулатурой даже средний советский исторический фильм смотрелся бы шедевром, если бы не был безнадежно устаревшим в техническом отношении.