Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как стать кинокритиком: почти лекция

15 апреля, 10:12

Сидение на карантине побуждает к рефлексиям, в том числе над собственным ремеслом.

Сначала — пара абзацев ворчанья.

Киноискусство обманчиво легкое, поскольку массовое. Миллионы людей ходят в кинотеатры, тысячи из них ведут блоги, где описывают впечатления от фильмов — и часто путают количество «уподобайок» и комментариев с профессионализмом. Плюс медиа, где публикуют что угодно: скандалы из жизни кинозвезд, курьезы со съемочных площадок — и тоже называют это кинокритикой.

Не осталась здесь в стороне и родная система образования. Ежегодно университет имени Карпенко-Карого выпускает до десятка людей с дипломами кинокритиков — где они все?

Вот как было у меня.

Писать любил с детства. Сначала, конечно, научно-фантастические (смехота!) рассказы. Читать любил не меньше. Читал все — газеты, журналы, ту же фантастику, литературу в рамках школьной программы; помню, в старших классах проглотил целого «Фауста».

В юности, увлекшись роком, начал писать о группах и концертах. Даже делал самиздательский рок-журнал. Параллельно иногда публиковался в официальной (то есть комсомольской) прессе. Результат — дикое наивное аматорство, но и практикум тоже.

Потом я все это бросил. Пошел хипповать. Но и шатаясь по городам, квартирам и дорогам, бездельничая и раскрывая сознание, все равно что-то читал, скреб какие-то заметки, вел дневники; самовыражение еще смешнее, чем та «рок-журналистика».

В конечном итоге, жизнь бобылем тоже себя исчерпала, а желание писать — нет. Поэтому я поступил в вышеупомянутый Карпенко-Карого на театроведение. Кроме учебы, активно публиковался: можно сказать, каждая моя курсовая работа шла потом в печать или в том издания. Еще до защиты диплома стал штатным корреспондентом отдела культуры в «Дне». Со временем тема театра отошла — по причине его упадка в Украине. А кино, напротив, превратилось в страсть. При этом весь вышеперечисленный опыт пригодился.

Обучение театроведению в первую очередь научило анализировать актерскую работу, отличать фальшь и переигрывание от настоящего перевоплощения.

То же касается драматургии, которую мы интенсивно читали и разбирали на занятиях. Знать хотя бы минимум драматургической классики, понимать, как устроена хорошая пьеса из ее завязками-кульминациями-развязками очень важно: сценарий — основа всего.Кстати, я и до сих пор поддерживаю театральный тонус уже как зритель — хожу на хорошие спектакли, когда есть такая возможность.

Рок-музыка и вообще музыка звучит в большинстве фильмов. Причем, очень часто определенная мелодия или песня создают не только настроение, но и смыслы. Можно, отталкиваясь только от песни в заключительных титрах, написать полноценную рецензию.

Не обойтись в кинокритике и без изобразительного искусства — нам его в институте тоже преподавали, причем достаточно качественно. Кадр строится по определенным композиционным законам; кроме того, режиссеры боготворят цитировать отдельные картины или творчество конкретных художников, стилизуя фрагменты фильмов соответствующим образом. Они цитируют, а ты разгадываешь — и это игра, которая приносит отдельное удовольствие. Поэтому посещаю самые значимые выставки в Киеве, а в странствованиях пытаюсь найти время для музеев.

Еще одно замечание относительно чтения — если хочешь хорошо писать, то читай литературу сложную, желательно — философскую и культурологическую, которая держит мозг в постоянном напряжении. Тогда рецензии будут вылетать как перышки. Читать других кинокритиков также стоит, но тех, кто умнее и талантливее тебя. И иностранных, англоязычных обязательно.

То есть с того, что я написал, получается, что кинокритик — такой себе вечный студент.

Чем больше знаешь — тем лучше пишешь.

Чем более жадный ко всему новому — тем ты более профессионален.

Где-то так.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать