Бесполезные законы лишают силы законы необходимые.
Шарль Луи де Монтескье, французский правовед, писатель и политический мыслитель

Кто я без себя?

Впечатление об Израильском фестивале драматических театров Isdra
11 января, 2019 - 10:31

Нынешний фестиваль начался показом представления Go. Женщины в возрасте от 60 до 82 лет исследуют старение через тело и движение. Точнее, демонстрируют желание и способность преодолевать проблемы возраста. Сюжет простой: от способности ходить до сидения в шпагате через азарт преодоления, прежде всего, стереотипов самовосприятия и опровержение определения пенсионер — как приговора на бессодержательное доживание. Идея Галит Лисс — основателя Мастерской движения и выставочного искусства для женщин зрелого возраста звучит гордо: тело — неотъемлемая составляющая личности, имейте честь не терять ее.

Финальный спектакль «Наполеон — умер или жив?» по пьесе Н.Алони в постановке Уди Бен-Моше — руководителя Иерусалимского Хан Театра о не старении и после жизни. Бонапарт вырывается из мира мертвых, чтобы исправить свою самую большую ошибку и таки победить Россию.

Все демоны подземного царства пытаются остановить непослушного умершего и для этого по всей Европе рассыпают его двойников, чтобы так исчерпать оригинал и вернуть его к вечному покою.

Режиссер решает спектакль в жанре комедии — дель арте. Бригелла — «пахан», нанятый неаполитанской мафией для уничтожения императора вместе с другими яркими персонажами, танцами, розыгрышами, мистификациями расставляют ловушки и в конечном итоге карнавально-зажигательно и весело таки выполняют свое грязное дело.

Фестиваль, как и спектакль, важно качественно начать и закончить. Тогда и наполнение работает на его идею. А она, кроме демонстрации разнообразия современного драматического театра Израиля, должна была и обратила внимание на актуальные волнения народа страны.

Оно оказалось чрезвычайно близким к нашему. Возможно, долговременное напряжение войной, да и вообще какое-то вселенское волнение выносят на первый план вопросы человеческой личности.

Гегель определял высшей задачей искусства — осознание и высказывание глубинных человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа.

«Такое искусство — не забава, а важнейший вид человеческой жизнедеятельности, воплощения духовного опыта человечества, орган самопознания целых народов».

Фестивальные спектакли талантливо призывали к размышлениям о личности.

Основатель французского персонализма Э. Мунье считает, что «личность — единственная реальность, которую мы познаем и в то же время творим. Личность является живой реальностью самотворчества, коммуникации...»

Моноспектакль «И моему сердцу вольно» Арни Теперберг создал потрясенный письмом известной глухонемой писательницы Хелен Келер к Нью-Йоркскому симфоническому оркестру в 1924 году. Девятую симфонию Бетховена она впервые «услышала» касаясь мембраны только что установленного в ее доме радиоприемника. Актер мимикой, жестами, пластикой, вспышками взглядов воспроизводит музыку внутреннего состояния. Зритель так же, как глухой композитор, не слышит музыку и вместе с актером проживает ее. Симфония, в которой впервые был использован человеческий голос одновременно с музыкальными инструментами, утверждает сверхчеловеческую силу личности. Николай Бердяев считал, что личность не рождается, а создается Богом. Личность — Божья идея, Божий замысел, которые возникли в вечности, их целостность является вечной и беспрекословной ценностью.

Как передать свою идентичность своей дочке задумывается героиня спектакля «Битон» Муниципального театра Хайфы. Автор текста, режиссер и исполнительница родилась с фамилией «Голан». Ее отец эмигрировал из Марокко и изменил фамилию на «Битон» после боев на Голанских высотах в войне Йом Киппур в 1973 году.

Совершенное владение женщиной арабским иногда вызывало подозрение, а ностальгия по марокканской жизни и удивляла и смущала ее. Спектакль получился как исповедь о пути к себе в новом месте и времени. Говорят: время  важнее места. По-видимому, смотря для кого.

О путешествии во имя спасения 936 еврейских беженцев из Гамбурга в мае 1939 года рассказывает общая продукция тель-авивских театров «Камери» и «Хабима» «Детские сны» по классике еврейской драматургии Х.Левина. Режиссер О.Ницан, тринадцатикратный обладатель награды «Израильского театра» за лучшую режиссуру, выстраивает захватывающую и душещипательную историю о материнстве. Сначала, чтобы попасть на корабль с ребенком, мать соглашается на сексуальные требования капитана. Когда корабль ходит с порта в порт, чтобы найти пристанище, в котором ему отказывают из страха мести фашистского рейха кубинская и другие власти, мать лишает себя воды и еды ради ребенка. Так театр напоминает о вечном путешествии в неизвестное —  от грозного прошлого до успокоительного будущего, которое никогда не заканчивается, но всегда закаляет личность.

«Мать. Три» — документальная игра Л.Тимора основана на интервью с израильскими матерями, сыновья которых защищали страну, свой народ, своих матерей и вернулись  домой. Трое молодых мужчин просят всмотреться во входные двери в их дома, двери в страхи, надежды, представления их матерей. Обычные двери — единственный декоративный элемент, который умело обыгрывается актерами как щит, стена,  защищающие вход в самое дорогое в них самих, в их матерях. Они создают сквозняк, беззащитно распахиваются, громко и возмутительно закрываются.

Их убаюкивают как ребенка, несут как гроб, по них идут как по мосту, передвигаются как по эшафоту. Ловкость работы с предметом восхищает. Двери — умны, эмоциональны, живые.

Вместе с артистами они полностью — по З.Фрейду — становятся компонентами личности: Я — Оно — Над — Я. Они структурируют личность: Защитника — сознательного. Воина-матери и воина-сына — подсознательных. И контролирующей части личности, которая оберегает от избыточности Я и предотвращает господство «оно», что в сущности является цензором личности.

За пять дней организаторы показали 10 спектаклей, провели три презентации. Рабочий день гостей фестиваля длился с 9 утра до 11 ночи! Что, кроме доброжелательности, профессионализма, уважения со стороны принимающей стороны, помогло преодолеть этот театральный марафон опытным фестивальщикам, режиссерам, театроведам, продюсерам из 19 стран?

Думаю, приобщение к размышлениям о самой актуализации, способность слиться с собственной внутренней природой, талантом отыскивать в себе новые возможности, определяться с жизненными мотивациями, в конечном итоге достигать гармонии духовного и душевного начал и является тем, что дарит счастье быть собой.

Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments