«Однажды в Голливуде»
Фильм Тарантино, вызвал небывалый ажиотаж в Каннах
Даже солидные критики со стажем и обладатели хороших аккредитаций (в Каннах существует сегрегация, первыми идут «розовые» и «розовые с точкой») пришли за час, «голубые» на первый просмотр не попали, а потом два часа стояли на второй.
Атмосфера накалялась – было похоже, что сейчас вспыхнет революция, бунт, пропускали как раньше в СССР за водкой, строго по пять человек. Такого кошмара я давно не припомню, хотя остальные сеансы вполне доступны, несмотря на то что в Каннах побывало 160 тысяч (!!!!) человек.
После просмотра многие спрашивали меня, не напрасно ли я мучилась и не разочарована ли.
Трудно сказать. Многие считают, что Тарантино, человек в возрасте (ему 56), уже не очень понимает природу сверхсовременного кино, с его поэзией насилия и что «Однажды» - слегка натужная картина. Доля истины в этом есть – молодые режиссеры-азиаты, корейцы, например, возвели в ранг «поэзии» абсолютное насилие. Зато Тарантино, еще в девяностых, первым открыл этот постмодернистский стиль , замешанный на жутком киче, бульварщине, сленге, создав вдохновляющий компот из низких жанров. «Бульварное чтиво» потомуи стал хитом, любимой картиной подростков и киноманов – так называемая интеллигенция, стоящая на страже высокого и гуманистического, присоединилась позже.
«Чтиво» в своем роде было совершенством, как и «Бешеные псы» - и хотя впоследствии Тарантино уже не смог достичь такой абсолютной гармонии и формального блеска, он зато стал глубже. «Джанго» и «Восьмерка» - снятые после «Убить Билла» и «Бесславных ублюдков», несколько перегруженных, - абсолютные шедевры, которые останутся в истории кино, что бы там ни говорили приверженцы гуманистической традиции.
«Однажды в Голливуде», воспроизводящая события 69 года, когда на вилле Полянского была зарезана его жена Шерон Тейт и ее гости, - тоже слегка перегружена и затянута (два час сорок минут) – но сделана с привычным блеском.
1969-й – конец эпохи прекрасных иллюзий шестидесятых: чудовищная резня положила конец таковым.
Тарантино, однако, ко всему прочему снимает так называемую «фильмическую» картину – то есть посвященную кино. Где герои , в исполнении Леонардо ДиКаприоиБрэдаПитта, второразрядный актер и каскадер, снимаются в какой-то чепухе класса Б, играя ковбоев. Хотя живут неподалеку от виллы арт-режиссера Поланского.
В одной из новелл фильма «Четыре комнаты» Тарантино уже постебался над второсортным кино (которое притом обожает) – снимая сложные постмодернистские поэмы в стиле дешевки. Это что-то вроде прозы Сорокина – стилистически это проза пятидесятых, только казенный язык писателей-лауреатов, которых ныне никто не помнит, подвергнут такому беспощадному препарированию, что читатель просто начинает сходить с ума. Пионеры-всем-примеры в финале начинают есть говно (буквально), а у Тарантино менты хором насилуют бандита, а потом друг спрашивает у него – ты в порядке? Нет, я совсем не в порядке (отвечает он) – да у Тарантино все не в порядке, мир полон безумцев и психов.
И, конечно, «придурков» - Тарантино, этот Швейк от кинематографа, любит троллить и провоцировать, а в «Однажды» еще и посредством актеров: и ДиКаприо, и Питт здесь сыграли едва ли не свои лучшие роли.
Особенно БрэдПитт – мало-помалу выяснилось, что это выдающийся актер, а не просто очередной смазливый ковбой с рекламы Мальборо. Именно Питт воплощает собой мощь американского Мифа, даже когда играет полного идиота или отморозка. Он – звезда в полном смысле этого слова: виртуозной техникой, мужской харизмой, повадкой, красотой, – всем тем, что и определяет великого актера даже не десятилетия, но , возможно, века.
Здесь он побивает даже Ли Карио – актера, несомненно, великого, уровня гениев прошлого.
Диляра ТАСБУЛАТОВА, Канны