Перейти к основному содержанию

«Патерсон»: воспевая обыденную красоту

17 февраля, 13:33

Помните известное стихотворение украинского футуриста Михаила Семенко «Сім»? Если нет, то позволю себе его вам напомнить:

«Понеділок

Вівторок

Середа

Четвер

П’ятниця

Субота

Неділя».

Этот текст можно считать гениальным, а можно и назвать его глупой затеей. Как гениальной и глуповатой является картина «Черный квадрат» Малевича. Примерно то же самое можно сказать и о новейшем фильме культового Джима Джармуша «Патерсон». Главный вопрос фильма простой, но очень глубокий: кто же такой главный герой? Это обычный водитель городского автобуса или обычный, так сказать, поэт?

Проще всего было бы ответить, что главный герой является и водителем автобуса, и поэтом. Как человек может быть одновременно продавцом в магазине и членом кружка по вышивке. Джармуш, который никогда особенно о сюжете не беспокоился, драму своей ленты скрыл на дне. Он показывает человека, который живет обычной жизнью. Возможно, слишком обычной, слишком спокойной, ведь дни главного героя идентичны, неинтересны, они повторяются, как ксерокопии (которых сам герой подсознательно боится и избегает). Но в то же время у него есть нечто особенное, свое — он пишет стихи. Обо всем на свете. О том, что видит вокруг себя. О том, что слышит в автобусе. О своей возлюбленной. То есть обо всем том, о чем стоит писать хорошие стихи.

Но этих стихов он никому не показывает. О них знает только его жена, и они очень раздражают его пса. Герой невзрачный, неприглядный, неинтересный. И именно поэтому — настоящий. Такой, как большинство людей на нашей планете. Он работает, просыпается, пьет пиво, смотрит на водопад — и все это варит в большой доменной печи души, пропускает через себя и записывает в блокнот стихами. Банальными, как и сама жизнь. Но если через несколько тысячелетий люди откопают его блокнот и прочитают тексты, они себе достаточно точно смогут представить нашу цивилизацию: богатую на мелочи, скучную, но по-своему прекрасную. Такой поэт и такой водитель — не способны на дурные поступки, это добрые люди. Поэтому и данный фильм — добрый, светлый, нормальный, обычный. Без безумств и спецэффектов. Без ускорений и наворотов. Но с душой.

Настоящей жемчужиной этого фильма являются диалоги, известные американские small talks. Остроумные, бессмысленные, стильные, глупые, правдоподобные. Не знаю, возникнет ли у меня желание еще раз пересмотреть это кино. Но точно знаю, что время на него я потратил не зря. Потому что в наше время с немногих фильмов можешь выйти в хорошем настроении. А Джармуш таки смог настроить на жизнерадостный лад. Даже захотелось испечь кап-кейк и завести собаку. Хотя нет, о последнем шучу. Как и о предпоследнем, вообще-то, тоже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать