По соображениям совести
Сегодня праздник столь же малоизвестный, сколь и важный: День сознательных отказников от военной службы. Хотя похожая календарная акция была основана на первой международной встрече сознательных отказников в Копенгагене в 1981, все же 15 мая 1997 федеральный парламент ФРГ издал резолюцию о реабилитации тех, кого военное правосудие нацистской Германии преследовало за отказ от военной службы по убеждениям.
В резолюции сказано: «Вторая мировая война была войной агрессии и уничтожения, преступлением, совершенным нацистской Германией». Нацистское правосудие жестоко преследовало тех, кто не хотел участвовать в этом преступлении. С приходом Гитлера к власти религиозные организации, не допускавшие для своих членов службы в армии — Свидетели Иеговы, адвентисты и прочие — были запрещены, а их подпольная деятельность преследовалась. Отказникам было вынесено более 30000 смертных приговоров, 25000 из них исполнено.
Поэтому в 1997 Бундестаг признал, что приговоры нацистских военных судов несправедливы относительно ценностей, провозглашенных правовым государством.
В настоящее время в большинстве европейских стран замена военной службы на альтернативную гражданскую является конституционной нормой. Данное право гарантировано Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека. Кроме ОБСЕ и других правительственных международных организаций за соблюдением права личности на отказ от военной службы наблюдают и неправительственные правозащитные организации, такие как «Международная Амнистия» или «Антивоенное сопротивление». В День сознательных отказников эти организации проводят различные акции.
Войны, между тем, продолжаются — мы в Украине это хорошо знаем. Так о чем этот день сегодня?
О правах и свободах, конечно. Которые нельзя нарушать даже на войне. У нас тоже есть альтернативная служба. А вот в России сделали шаг к ее отмене: взяли и запретили иеговистов. Путину нужно больше пушечного мяса.
Может и наступит время, когда исчезнет необходимость уклоняться от призыва из-за конфликта с религиозными убеждениями — потому что не будет призыва и войны не будет тоже.
Утопия, конечно. Но хотя бы в этот день можно представить, что она когда-то станет реальностью.