Победа и пустота
«Штангист» - короткометражный игровой фильм украинского режиссера Дмитрия СУХОЛИТКОГО-СОБЧУКА. Картина, созданная в копродукции Украины и Польши, получила несколько наград на международных фестивалях и отмечена в категории «лучший короткометражный игровой фильм» украинской Национальной премии кинокритиков «Киноколо».
Позавчера пришла новость: "Штангисту" присудили уже четвертый Гран-при - на сей раз на французском кинофестивале Premiers plans à Angers, специализирующемся на дебютах европейских режиссеров. Председатель жюри короткометражного конкурса, знаменитый голландский аниматор, обладатель "Оскара" Михаэль Дюдок ДЕ ВИТ так отозвался об украинском фильме «Невероятный, мы сразу полюбили его, мощный и универсальный. Художественный образ съемки - фантастический».
История в этой получасовой новелле простая. Молодой человек, тяжелоатлет по имени Петр (в исполнении реального спортсмена, мастера спорта по тяжелой атлетике Александра ЛОЯ), готовится ко всеукраинским соревнованиям. Если победит - возьмут в национальную сборную.
Он интенсивно тренируется, плавает в бассейне, поднимает штанги, вкалывает себе стероиды. А еще - отказывается ехать на похороны отца, вдребезги, с дракой, рассоривается со своей девушкой. Держит в голове только одно: победу. Показательный момент: на глазах у его сожительницы кто-то падает прямо с крыши девятиэтажки. А потом как н в чем ни бывало встает и возвращается в подъезд. Петр выглядывает из окна, только чтобы увидеть какого-то дядьку, что, прихрамывая, направляется домой. Чуда он не замечает.
Это, кстати, единственный момент, когда в фильме возникает улица. В остальном сюжет замкнут четырьмя стенами: квартира, бассейн, баня, спортзал. Это прекрасно передает ограниченное сознание героя, который превращает себя в соревновательную функцию.
При этом момент решающего толчка, который должен вывести Петра к кубку, режиссер оставляет за кадром, отсекая камеру ширмой - только для того, чтобы дать возможность протагонисту повторить его у себя дома перед зеркалом, в ночном сумраке, с триумфальным "Да!" пустыми руками сымитировать движение, ради которого все и делалось, ломалось, уничтожалось. Не так важно, что он поднял ту штангу - главное, осилил свою жизнь, подчинив ее единой цели.
Сухолиткий-Собчук еще более усиливает химерность этого мира непрерывной гонки и самодостаточной телесности, придавая изображению плотность живописи, в частности, в сцене в бане цитируя композицию французского классициста Энгра. В целом, среди потока украинского кино нечасто можно увидеть столь завершенную по форме работу, внутренний диалог с которой продолжается и после просмотра.
Показать спорт как состояние. Тело как выбор. И победу как пустоту.
Интервью с Дмитрием Сухолитким-Собчуком читайте в ближайших номерах нашей газеты.