Побег
Иногда невыдающийся, обычный фильм задерживается в памяти, вынуждает о себе думать просто уже потому, что задевает целые пласты не слишком приятных воспоминаний.
«Заложники» (Резо Гигинеишвили, Россия—Грузия—Польша), показанные в параллельной программе Берлинале «Панорама», — это драма по мотивам реальных событий: в 1983 году группа молодежи — детей советской грузинской элиты — попробовали захватить самолет рейса Тбилиси—Батуми, чтобы убежать в Турцию. Закончилось это плохо: стрельбой на борту, жертвами с обеих сторон, последующим показательным процессом, смертными приговорами почти всем участникам заговора и безымянными могилами; место захоронения казненных до сих пор не удалось установить.
Лучше всего Гигинеишвили удалась атмосфера нарастающей паранойи — когда заговорщикам почти в каждом незнакомце мерещится агент КГБ. Ключевой вопрос фильма звучит в конце в ответ на реплику, что, мол, доморощенные террористы поступили неразумно, потому что у них же все было: «Действительно — все?»
Посадив людей в клетку, можно сделать ее насколько угодно просторной, можно покрыть ее чистым золотом — но она от того не перестанет быть клеткой и желающие убежать из нее за любую цену будут находиться всегда. СССР позволил своим гражданам свободный выезд за границу аж 20 мая 1991 года, за считанные месяцы до собственного коллапса; даже однопартийную систему отменили раньше. Судя по такому упрямству, именно это и было сутью коммунистического эксперимента — не так сам эксперимент, как нерушимость стенок колбы с человеческим материалом.
И те, кто летел на том злосчастном рейсе, и те, кто напал на самолет, и те, кто аплодировал смертному приговору в зале суда, и все, кто хотя бы день успел пожить в той безумной реальности, были заложниками — за исключением тех, кто собственно держал нас в этом плену, прекрасно понимая, что делают.
И еще кое-что о фильме: Гигинеишвили — зять Никиты Михалкова — человека, который активно помогает кремлевской банде возродить в России порядки 45-летней давности.
Какая интересная попытка побега.