Сценическая напасть
В «Анналах» Тацита есть замечательный фрагмент о взаимодействии театра и политики:
«Таково было положение дел в городе Риме, когда в легионах, стоявших в Паннонии, внезапно вспыхнул мятеж, без каких-либо новых причин, кроме того, что смена принцепса открывала путь к своеволию и беспорядкам и порождала надежду на добычу в междоусобной войне. В летнем лагере размещались вместе три легиона, находившиеся под командованием Юния Блеза. Узнав о кончине Августа... он в ознаменование траура освободил оинов от несения обычных обязанностей. Это повело к тому, что воины распустились, начали бунтовать, прислушиваться к речам всякого негодяя... Был в лагере некий Перценний, в прошлом глава театральных клакеров, затем рядовой воин, бойкий на язык и умевший благодаря своему театральному опыту распалять сборища. Людей бесхитростных и любопытствовавших, какой после Августа будет военная служба, он исподволь разжигал в ночных разговорах...
Наконец, когда они были уже подготовлены и у него явились сообщники, подстрекавшие воинов к мятежу, он принялся спрашивать их, словно выступая перед народным собранием, почему они с рабской покорностью повинуются немногим центурионам и трибунам, которых и того меньше. Когда же они осмелятся потребовать для себя облегчения, если не сделают этого безотлагательно, добиваясь своего просьбами или оружием от нового и еще не вставшего на ноги принцепса?
Толпа шумела в ответ; отовсюду слышались возбужденные возгласы».
Клакеры — явление настолько же древнее, как и сам театр: организованные группы зрителей, которые могут на заказ затопать или, напротив, превознести громкими аплодисментами любое представление. Не скрою, мне как бывшему театралу интересно читать свидетельство такой влиятельности любимого искусства: бунт в Паннонии охватил в конечном итоге едва ли не целую провинцию.
А если подумать, сколько таких фигляров сейчас роится на нашей политической сцене? Сколько посредственных комедиантов занимают трибуны, получая бурную поддержку от собственных клак?
Весь мир, конечно, театр. Только иногда актеры такие — хоть смейся, хоть прячь.