Шевченковская премия: как восстановить и обновить ее значение?

Назначение Юрия Щербака председателем Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (президентский указ №79/2016) меня лично одновременно и радует, и немного огорчает. Радует - так как этот комитет возглавил уважаемый неконъюнктурный интеллектуал - писатель, ученый, дипломат. А огорчает - так как Юрий Николаевич так и останется без этой заслуженной им премии (это ведь только «литературовед в штатском» Шамота, который возглавлял Шевченковский комитет в 1970-е, во времена маланчуковщины, мог сам себе выписать медаль с изображением Тараса Григорьевича...).
Тем более что премию сейчас, мне кажется, надо не просто реформировать - ее надо спасать как общественно значимую награду. Вспомним, как Ивану Дзюбе, возглавлявшему Шевченковский комитет в 1999-2005 г., удалось реанимировать эту высшую украинскую гуманитарную награду, изменив ее название и частично статус (из «государственной» она стала «национальной»), резко увеличив (если не ошибаюсь, в десять раз) размер финансовой части награды и добившись невмешательства власти в процесс обсуждения и присуждения премии. Отбор стал строже, и никакая идейность не спасала авторов художественно слабых произведений. Посмотрим на премии 2004 года (нарочно беру далеко не лучшее время, последний год властвования трио Кучма – Медведчук – Янукович): литературовед Юрий Барабаш, кинорежиссер Сергей Буковский, писатель Василий Слапчук, оперная певица Людмила Юрченко, художник-график Сергей Якутович. Все это настоящие достойные деятели культуры, кто более, кто менее элитарной, со своим стилем, создатели нового. Тем не менее иногда комитет коллективным решением все же присуждал награды людям, которые являются скорее умелыми ремесленниками, чем вдохновенными творцами. Более того, «за бортом» по независящим от председателя комитета причинам оказались, скажем, признанный классик украинской литературы Василий Барка и неординарный литературовед и мемуарист Роман Корогодский...
Ну а после Дзюбы комитет начал попадать в передряги. Возьмем хотя бы несколько забытый уже скандал со снятием актрисой Галиной Стефановой своей кандидатуры (ей самовольно вычеркнули из числа моноспектаклей, за которые она была номинирована, «Полевые исследования украинского секса», видимо, считая это произведение слишком неприличным для исконного украинского целомудрия). При президентстве Виктора Януковича она снова была «огосударствлена», следствием чего стало лишение писателя Василия Шкляра Шевченковской премии, которую ему присудил комитет. Такое произошло впервые за годы перестройки и независимости. Именно с этого момента, я считаю, премия была возвращена в русло «совка». Собственно, мы и сегодня имеем не символ заслуг перед культурой, а символ заслуг перед властью, лояльности к ней.
Думаю, Юрию Щербаку будет непросто преодолеть эти тенденции, доказать президенту, что национальное выше государственного, а новым членам комитета - что сумма критериев премии должна органично сочетать уважение к традициям (но не всем!) и открытость к новациям (тоже, с моей точки зрения, не всем)...
Тем более что сегодня появились такие «хунвейбины-от-культуры», которые по молодости лет не знают историю и искренне считают, что Шевченковская премия является одним из символов сталинизма и что в Германии никому не придет в голову награждать деятелей искусства основанной Гитлером премией. На самом деле премия была основан в 1961 году на пике хотя бы частичной, но десталинизации; это был год выноса тела Сталина из мавзолея в Москве, год беспощадной критики ближайших сталинских соратников с самых высоких трибун и год, когда главный редактор «Нового мира» Твардовский прочитал повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и начал «пробивать» ее в печать. А первыми лауреатами премии в 1962 году стали Олесь Гончар, Платон Майборода и Павел Тычина. Да, решение о присуждении премий утверждали ЦК Компартии Украины и Совет Министров УССР, но неужели в этом случае их получили не достойные награды художники? В целом же среди трехсот человек, которые получили Шевченковские премии в советское время, немало талантливых художников (вспомним хотя бы Галину Кальченко или Павла Загребельного), но много и конъюнктурщиков и бездарных певцов «величия советской эпохи». Поэтому лауреатами становились и те, чьи фамилии сейчас неинтересны даже историкам культуры. Случалось и такое, что небездарные художники, чтобы получить эту премию, выставляли впереди своих вполне нормальных произведений так называемые «паровозики» - стихи или картины о Ленине и партии, и чем глупее были эти «паровозики» - тем легче получалась премия. Словом, всяческое было. А что касается Гитлера... В Германии же не отменили Вагнеровский музыкальный фестиваль из-за того, что это был любимый фестиваль фюрера, не так ли? Хотя после войны целых пять лет думали - и в 1951-м все-таки восстановили его.
А теперь, возвращаясь к проблеме статуса премии, зададим вопрос: почему деятели искусства должны получать ее из рук государства, точнее, из рук действующей ныне власти? Можно ли отождествлять избранного на пять лет президента и Украинское государство, более того – украинскую нацию? Не стоит ли (это только один из вариантов решения проблемы!) превратить Шевченковский комитет в коллегию моральных и интеллектуальных авторитетов, которые не стремятся ни к власти, ни к наградам, по примеру «Инициативы 1 декабря»? А глава государства сможет туда входить как один из рядовых членов...
Как бы то ни было, Шевченко - это символ. Символ неистребимой Украины, ее экзистенциального естества, неподвластного внешним потугам. Символ вершины, на которую мы должны постоянно подниматься. Тарас Шевченко должен быть вне мелочных случайностей, вне унизительной обыденности, но не вне нашего бытия, не вне времени и пространства поисков украинского человека самого себя. Достойной такой высокой символики должна стать и Шевченковская премия.