Список Почета IBBY и что у нас общего с норвежским мальчиком
На днях был обнародован важный международный книжный список, в котором есть и украинские авторы. Международный Совет по Детской и Подростковой Книге (IBBY, это та организация, которая присуждает «нобелевку для детской литературы» - Премию Ганса Кристиана Андерсена) составила Почетный Список 2020, некий реестр почета для лучших из лучших мастеров, работающих в детской литературе - пишут, переводят иллюстрируют. В 2020 году там есть имена писателя Александра Дерманского, иллюстраторши Ольги Кузнецовой и переводчицы Натальи Иванычук. Поздравляем с заслуженной наградой!
Этот Список Почета имеет четкую цель. И не только поддержать людей, которые способствуют детскому чтению (а из детей-читателей вырастут взрослые читатели, это же ясно). Прежде всего речь идет о том, чтобы научиться взаимопониманию; именно так - научиться, а не научить. Взрослые и маленькие люди, которые говорят на разных языках об одних и тех же ценностях, должны наконец понять друг друга - понять и услышать. Те, кто составил Список, обращают внимание на книги, ставшие популярными в своих странах, а затем получили популярность в других. И таким образом пытаются понять: что же нас всех объединяет, но не мешает быть разными; жить в разных культурах, в разных социальных и финансовых условий и т.д., но любить те же истории.
И здесь я предлагаю поговорить о книге, тонкую работу над которой Натальи Иванычук отметили в Списке. Это детская повесть для младших подростков, написанная норвежкой Гюдрун Скреттинг, и называется она «Антон и другие несчастья». На самом деле это не одна книга и на украинском уже вышла серия из трех книг о приключениях Антона - «Антон и другие несчастья», «Антон и другие из стаи», «Антон Великий». Все три книги перевела Наталья Иванычук (и все издало «Видавництво Старого Лева»). Собственно, кроме книг об Антоне, Гюдрун Скреттинг другой прозы не обнародовала, она последовательно работает именно над серией этих историй, поэтому есть вероятность, что парень появится в нашей жизни еще не раз и его приключения продолжатся.
Почему-то однажды отец Антона решил сообщить, что мальчик появился, потому что у родителей во время секса порвался кондом. Папа давно овдовел, Антон был еще «бебиком», когда мама погибла под колесами автобуса №15. Сейчас Антону почти тринадцать, а папе сорок. И мир обрушился кучей судьбоносных вопросов, один из которых - где взять чистые и «социально приемлемые» трусы? История с треснувшим презервативом так поразила мальчугана, что иначе, нежели «резиновое несчастье», он сам себя не называет. И за этим встает один из вопросов повести «Антон и другие несчастья»: обо всех ли вещах надо говорить даже между самыми близкими? И как в таких разговорах подобрать слова, чтобы не обидеть чьих-то чувств? И в первой книге серии этот откровенный разговор (или не-разговор) будет касаться секса и любви.
Все три книги Скреттинг – это, по сути, три урока по природоведению. Именно биология является любимым школьным предметом Антона. В первой книге ему надо написать доклад по вопросам контрацепции (вот ирония для «резинового несчастья»). Во второй он будет обдумывать, как ужиться в стае и действует ли естественный отбор в человеческих коллективах. В третьей речь пойдет об адаптивности: какие навыки, которые могут казаться полезными для выживания, одновременно вредят виду. Но интересна эта проза именно потому, что не поучает. Мы понимаем, что послушали увлекательный урок на грани биологии и социологии, только после прочтения. Потому что книги эти не об академических знаниях, а об опытах, которые приобретаем, пока получаем знания.
Обратили внимание на риторику, с которой обсуждали недавние изменения в ВНО, где появилась обязательным пунктом математика? Чаще всего звучал такой аргумент: «Да мне та математика ни разу в жизни не пригодилась!». На первый взгляд, большинство из того, чему мы учимся в течение первых лет пятнадцати-двадцати, и выглядит абсолютно ненужным. Вот, собственно, кому бы в реальной жизни понадобилась информация об исландских оленях, которые вымерли, потому что их рога разрослись едва ли не до пяти метров, поэтому животное становилось легкой добычей? Антону понадобилась. Причем отнюдь не в дикой природе. Антон сам не понимает, что находит выход из бытовых или коммуникативных проблем, пользуясь тем, что услышал на школьных лекциях. И это очень подкупает в прозе Скреттинг. А еще, конечно, умение говорить смешно о серьезных вещах: легкое перо Иванычук только усилило это врожденное свойство «Антона».
Какие же там беды-проблемы у норвежского тринадцатилетки из маленького городка, от них только Дарвином спасаться?
Во-первых, надо женить отца. Учительница в школе настаивает: дети должны научиться говорить о сексе и репродуктивном здоровье не смущаясь, ведь это естественная часть жизни. Это на самом деле так, Антон и его товарищи и их родители спокойно обсуждают секс. А вот когда речь заходит, чтобы поговорить о любви, влюбленности, браке, одиночестве, слова теряют власть. Отец Антона одинок, очень. Родители подружки Антона Ине - на грани развода. Родители друга Антона Уле - идеальная пара, которая питает отношения общей заботой об особенном ребенке. Вот и будут они всю книгу искать правильные слова для того, чтобы выразить и описать любовь. И понятно, что любимая для отца найдется. А заодно и Антон себе получит девушку.
Во-вторых, начинается школа, новый этап взросления. Антон - чахлый коротышка с большими ушами и незвездной успеваемостью в учебе. «Кое-какой Антон», такое он себе придумал новое прозвище, мастер самоуничижения. Но теперь у него есть шанс в новом коллективе зарекомендовать себя крутым парнем, изменить стаю. Антон делает нечаянно глупости, потом сознательно совершает подлости, но овладеет собой впоследствии.
В-третьих, нужны деньги, чуть-чуть больших денег или много маленьких. Семья Антона не бедствует, отец продает дачные туалеты, имеет стабильный доход, но роскоши типа путешествий на море они позволить себе не могут. Антон видит, что другие семьи живут иначе: есть среди его друзей те, которые едва удерживаются на грани бедности, есть те, которые живут во дворцах. Социальная несправедливость - она такова даже в благополучной Норвегии. Антон решает, что ему срочно надо разбогатеть, а берегов этот парень видеть не умеет.
«Из гадкого утенка вырастет гадкая утка».
Слышите, какая красота?! Эту реплику адресует Антону немного циничная старшая дама. А потом другая героиня объяснит: в том, чтобы быть уткой, есть преимущества, недоступные лебедю. Ты можешь все, но не должен все. Счастливым и успешным можно быть, если не предаешь свою сущность. Это своеобразная анти-«американская мечта», которая настаивает: работай как вол и станешь единорогом (извините за запутанные зоологические метафоры). В мирах, о которых пишет Скреттинг, важна аутентичность. И это не такое уж и простое, согласитесь, послание. Будь собой! Почему бы и нет. А вот какому-нибудь гадкому утенку все же вздумается вырасти в прекрасного лебедя, как с ним быть? Должны ли мы покоряться ограничениям, которыми нас сковывают наши пол, раса, гражданство? Может ли быть такое ограничение продуктивным и полезным?.. Вероятно, именно это непростое и неоднозначное послание заслуживает того, чтобы быть услышанными – на норвежском, украинском, испанском, английском и на любом языке в действительности. И не говорите, что никогда не мечтали почитать о гадком утенке, который так и не превратилось в лебедя, но его это вполне устраивает!
Украинская проза из Списка Почета - сказка «Мэри» Александра Дерманского - в каком-то смысле элегантно корреспондирует с «Антоном». Она тоже о том, кто заслуживает счастья и какой ценой. В семье двое детей, и младший Андрюша болеет. Он не говорит, и уже подозревают какое-то клиническое расстройство. Но малыш просто в свое время крикнул в криницу (нельзя!), и криничник за это взял его голос. Всю книгу сестра пытается вернуть голос брату, а родители тихо готовятся к разводу. В этой книге самым интересным является финал. Магические существа удаляют всем Ковальчукам память, потому что так правильно. И эти существа прнадлежат к некой «лиге справедливости».
Счастье - это справедливость? Вряд ли это звучит утешительно, но что поделаешь, это звучит справедливо. И достаточно четко, чтобы такое сообщение услышали.