Мне была суждена такая судьба, что ваши мертвые выбрали меня. Нельзя заниматься историей холокоста и не стать хотя бы наполовину евреем, как нельзя заниматься историей голодомора и не стать хотя бы наполовину украинцем.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, публицист, исследователь Голодомора в Украине, автор газеты "День"

Столичность провинции

Искусство мысли в поисках вдохновения
1 декабря, 2020 - 10:00

Размышляя над феноменом украинского провинциализма, который прославился творческой продуктивностью, прежде всего увлекаешься богатством думания и чувствования.

В давнем справочнике о Закарпатском крае прочитал: «Хорошо сохранились замки знатных хозяев края».  Стоит добавить: современные уже не замки, а гостинично-лечебные комплексы, которые принадлежат частным лицам, поражают богатством, а порой и роскошью зданий, коллекциями зеленых насаждений на хорошо ухоженных земельных участках.

Традиция европейского уровня бытовой культуры пусть на ограниченных территориях, как когда-то в величественных замках, производит впечатление чего-то другого сопоставимо с современным пониманием государства.  Соответственно это сказывается и на отношении к метрополии — по крайней мере, точно никакого стремления копировать ее не заметно.

Вместе с тем это не существование в скорлупе («СТОЛІТТЯ КОТЯТЬСЯ, МОВ ЯБЛУКА В ТРАВУ») — скорее, актуализированная децентрализацией формулировка собственного высказывания и право быть услышанными.

При советской власти свободомыслие в провинции подавлялось с особым упорством.  И до нее этот край испытывал немало притеснений в разные времена.

Возможно, именно оттуда прорастает и крепнет ныне сохранение традиции культурной ценности и веса Закарпатья.

Директор Закарпатского академического областного музыкально-драматического театра Братьев Шерегивов В. МАРЮХНИЧ подчеркивает важность роли в сохранении эстетического уровня коллектива художественного руководителя, народного артиста Украины А. Филиппова, театральный опыт которого достигает 70 лет.

Инициатива молодого режиссера М. Фищенко открыть малую сцену не сразу была принята, но она дождалась своего воплощения и доказала свою художественную целесообразность.

Его спектакли «Наследник» по Л. Ману и «Крутые виражи» Е. Ассу сложились в диптих о нежелательных детях, которым, несмотря на родительское несогласие, подарили жизнь их матери.

Такую острую для Европы проблему режиссер и актеры подают не как некую интеллектуальную дискуссию.  Очень тонко, без упрощений и лозунгов создается образ душевной травмы, которая формирует сознание и опыт.

Недавно на малой сцене впервые состоялся фестиваль камерных театров «Под цветом сакуры».  Это замечательное растение, которое чудом оказалось в этом крае, теперь здесь чувствует себя, как у себя на родине, и красотой цветения не уступает японским родственникам.  Поэтому фестиваль будет собирать ценителей красоты природы и театрального искусства.

Как и все украинские театры, а отчасти и театры всего мира, закарпатские коллективы имеют финансовые трудности, следствием которых является достаточно острая проблема — нехватка профессиональных кадров.

С этого года надежды возлагаются на Ужгородский институт культуры и искусств.

Первокурсники уже приобщены преподавателем М. Фищенко к работе в театре.  В этом вузе преподает также главный режиссер Мукачевского драматического театра Е. ТИЩУК, который на протяжении двадцати лет занимает эту должность, что является ярким свидетельством понимания природы театра.  Воспринятое им непосредственно от А. Левинского, ученика В. Мейерхольда, владение биомеханикой не только обогащает студентов института, но и распространяется через интернет, — эти мастер-классы являются уникальными в плане наследования учения в чистом, не искаженном трактователями виде.

Директор Мукачевского театра Ю. ГЛЕБА с увлекательной убедительностью рассказал о ряде фестивалей: Международный театральный фестиваль национальных меньшинств Украины «Этно-Дио-Сфера»;  Всеукраинский фестиваль — феерия премьер «Звездный листопад в Закарпатье»;  театральный фестиваль — лаборатория — конкурс новаторских спектаклей молодежных театров Украины «Мукачевский Теа Трон»;  фестиваль театрального искусства любительских детских и молодежных коллективов «Импреза над Латорицей», — благодаря этим культурно-художественным мероприятиям Мукачево удается удерживать на высоте свой театральный имидж.

Енигматическая лавка перед театром, в которой символы сценического искусства объединены в некое привлекательное послание, стала местом обязательного фотографирования горожан и гостей Мукачево.

Пришло в голову: а чем же все-таки зовет к себе Закарпатье сегодня?  Романтическим туризмом (упомянутые режиссеры — Е. Тищук в Мукачевском замке Паланок в спектакле «Князь Корятович» по А. Гавришу воспроизвел исторические события XIV века, а М. Фищенко в Невицком замке поставил «Легенду о Поганьдиве»).  В планах — другие театрализованные легенды, реставрации исторических событий.

Лечением животворными минеральными водами?

Пестрой кухней, в которой обычные драники имеют лихой название — кремзлики?

В поиске ответа на этот вопрос помогла презентация от галереи «Илько» проекта «Путь Закарпатской живописи.  Культурный маршрут».

Созерцание гор карпатскими художниками, картины которых стоило бы совместить с полотнами Рериха в путешествующей экспозиции с риторическим вопросом: случайно заветная Шамбала находится не в Карпатах ли?

Один из вариантов ответа — искусством мысли в поисках вдохновения зовет к себе Закарпатье.

P.S.  Закарпатская областная администрация в последнее время убедительно увеличивает свой вклад в государственный бюджет (только за сентябрь — почти один миллиард гривен).  Поэтому ожидать достойного, так сказать, столичного внимания к культуре и искусству области вполне уместно.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ