Танцы с профанами
На прошлой неделе Кабинет министров утвердил перечень стратегических предприятий, которые нельзя приватизировать.
Так и не отставленный премьер Алексей Гончарук в своем Telegram-канале написал:
«Не подлежат приватизации предприятия, которые: обеспечивают энергетическую независимость и обороноспособность государства; являются естественными монополиями; имеют критически важное значение для общества.
Более того, мы усилим контроль за надлежащим использованием собственности и эффективным управлением стратегических государственных предприятий, не подлежащих приватизации».
Среди десятков названий компаний, заводов и научно-исследовательских институтов, ближе к концу списка, в разделе «Культура и спорт» перечислены:
• Государственное предприятие «Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко»;
• Государственное предприятие «Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинский»;
• Государственное предприятие «Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой»;
• Государственное предприятие «Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко»;
• Государственное предприятие «Национальный центр Александра Довженко»;
• Государственное предприятие «Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Г. Шевченко»;
• Львовский оперный театр;
• Национальная филармония Украины;
• Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Конечно, сразу возникают вопросы.
Во-первых, с учетом невероятной беспристрастности, компетентности и грамотности наших госструктур возникают обоснованные опасения, что в случае, если фраза «мы усилим контроль за надлежащим использованием и эффективным управлением» останется не пустым балабольством, то бояться усиления контроля придется не реальным коррупционерам и растратчикам, а людям искусства, которые имели неосторожность хоть раз поставить подпись под любым материально важным документом.
Второе: а почему, собственно, именно эти учреждения? Какое, в частности, отношение к развитию украинской культуры имеет Национальный академический театр русской драмы, кроме Леси Украинки в названии — хотя с не меньшим успехом он мог бы быть имени Пушкина или даже Путина?
Почти в каждом областном центре есть как минимум три государственных театра: украинской драмы, русской драмы и юного зрителя. И филармония тоже. То, что они, как правило, влачат жалкое существование — не секрет. Если их нет в списке, то это означает, что их можно беспрепятственно продать, сняв наконец бремя с налогоплательщиков и обеспечив небывалый всплеск сценического искусства благодаря заботливым инвесторам? Или просто продать привлекательные здания в центре города, а актеров, режиссеров, осветителей и сценографов пустить по миру?
Ни единой киностудии. То есть Одесская студия и студия Довженко в Киеве наконец будут приватизированы и застроены уютным комфортным жильем или будут приватизированы и станут мощными центрами кинопроизводства в Восточной Европе, так что про чешский «Баррандов» все забудут?
И так далее.
Ясно одно: обоснованность этого закона в части культуры — исчезающее мала. То есть перед нами — очередной громкий жест, к которым столь склонна «зеленая» команда.
Скорее всего, обойдется без последствий. Но так будет не всегда.
Потому что с войной уже разобрались, с преступностью почти разобрались, с экономикой процесс в разгаре. А значит, скоро возьмутся и за культуру. Оперативно, в турборежиме.
Вот тогда и затанцуем.