Украина, Киев, Евровидение. Беглые заметки

Хорошо помню, каким глотком свежего воздуха для многих, в том числе и для автора этих строк, стали прямые включения из очередного Евровидения где-то в конце 1980-х. Ведь до этого (и то не ежегодно) в СССР народу показывали только идеологически выверенные (то есть кастрированные) репортажи об этом песенном конкурсе, где рассказывалось об общем ходе событий и звучали песни нескольких «правильных» участников. И что интересно: оказывается, Останкино принимало трансляцию «вживую», однако видеть конкурс в полном объеме могли только работники телецентра и работники идеологических структур ...
Не могу отнести себя к пылким фанатам поп-музыки (зато рок-музыку в молодости любил и много слушал, ходил на концерты, даже еще застал почти забытые ныне, а когда-то легендарные «Колокола» - «TheBells», которые претендовали на роль «киевских битлов», время от времени слушаю эту музыку и сейчас). Евровидение же всегда было в основном (примерно до 90%) конкурсом поп-музыки, подчас более или менее удачно окрашенной этникой. Впрочем, этника обычно превалировала и в «синтетических» жанрах, которые невозможно было однозначно классифицировать и в среде которых появлялись едва ли не самые интересные конкурсанты. Однако, как бы там ни было, в прошлые десятилетия я пытался регулярно смотреть Евровидение, теперь же довольствуюсь post factum просмотром интересных выступлений, находя их в Интернете. Слишком уж много вторичного и неинтересного; то, что было когда-то глотком свежего воздуха, от ежегодного потребления стало чем-то если не удушающим, то лишенным музыкальных и мировоззренческих «витаминов».
Станут ли (по крайней мере, для меня и большинства таких, как я, зрителей «со стажем») открытием выступления участников Евровидения-2017 в Киеве? Боюсь, что нет. Это не исключительно субъективная сентенция - во время армейской и студенческой молодости я был ведущим многих концертов, где выступали любительские рок-группы (под псевдонимом «вокально-инструментальных ансамблей») и поп-исполнители, более того - даже писал тексты для их песен ... «О.Torvald» - это довольно интересное явление, однако «Колокола» - «TheBells», имея куда более простую аппаратуру, играли, по-моему, искуснее и интереснее, не в последнюю очередь потому, что тогда нельзя было спрятаться за звуковыми и световыми эффектами ...
Но речь пойдет не о музыкальных, а об околомузыкальных сюжетах Евровидения-2017. Они также интересны и содержательны, незаурядны и важны.
Итак, о них в «телеграфном» стиле.
Что бы там ни говорили, а песенный конкурс Евровидение - незаурядное событие в жизни современной Европы и ряда стран за ее пределами, которые имеют право выставить своих участников. Поэтому вряд ли (несмотря на все проблемы) стоило отдать этот конкурс другой стране- организатору, как некоторые предлагали. Да, Евровидение-2017 стоит Киеву и Украине немалых средств, да, вопреки всем мерам безопасности, гарантировать отсутствие терактов и провокаций со стороны адептов «русского мира» и радикальных исламистов не приходится, да, многие вещи организаторами не до конца продуманы или не до конца воплощены, да, с ремонтом определенных зон Киева порой не успели - но и бороться за песенный конкурс (против, что не очень известно, выступали не только политики соответствующей ориентации, но, скажем, зоозащитники некоторых государств - мол, в Киеве плохо обращаются с беспризорными животными), и проводить его стоило. Не только потому, что в случае отказа Киева он - с вероятностью 99% - перекочевал бы в Москву, ведь вряд ли удалось перенести его проведение в Австралию (второе место, как известно, заняла австралийская кореянка Даме Им), а вот россиянин Сергей Лазарев занял в прошлом году третье место, и Москва находится в Европе ... Проводить Евровидение-2017 Украина и Киев должны были еще и потому, что негоже пасовать перед проблемами, как это не раз случалось в прошлые годы, следует бороться до конца. И даже «потемкинские селения» в столице, о которых я писал в «Дне», - это, с одной стороны, безобразие, с другой - все же элемент такой борьбы...
Но о «потемкинских селениях» говорить не будем, не стоит возвращаться к этой теме до окончания Евровидения-2017, зато обратим внимание на некоторые странные, на мой взгляд, вещи. Скажем, когда мэрия начала раскрашивать арку Дружбы народов в цвета радуги, а «Правый сектор» это остановил. Логика последнего, на мой взгляд, удивительная: радуга - это пропаганда ЛГБТ. Что ж, для того, чтобы не было «пропаганды ЛГБТ», стоит изъять из библиотек книгу космонавта-2 Германа Титова «Голубая моя планета» и детские книги киевского издательства «Радуга», и Радужный жилой массив снести (так как там соответствующим образом разукрашены многие дома), и народную песню «Эй, поехал за снопами» перестать исполнять, потому что не совсем понятно, какую же смысловую нагрузку несет в себе слово «гей»...
Что интересно: активисты «Правого сектора» заметили, что арку-радугу Дружбы народов раскрашивают в разные цвета, поэтому побежали протестовать, однако не заметили другого шага мэрии, на мой взгляд, весьма дискуссионного: почти везде металлические заборчики вдоль трасс и перила мостов, которые в 2014 году спонтанно были киевской молодежью раскрашены в цвета государственного флага (это стало наглядным ответом на агрессивные претензии «русского мира»), теперь окрашены в серый - и Киев потерял один из символов Революции достоинства и сопротивления московским агрессорам. Стоило ли это делать?
И наконец: «Киевэнерго», несокрушимо соблюдая график ремонтных работ, на две недели (как раз на время Евровидения-2017) отключило от горячей воды десятки жилых домов, больниц, школ, детских садов в Подольском и Святошинском районах. Кроме того, из-за долгов «Киевэнерго» «Киевгазу» от горячей воды отключены еще почти две сотни домов. Вот такая у нас европейская столица с неевропейским обращением с киевлянами и гостями песенного конкурса (ведь отключение не зависит от того, платишь ли ты за воду). Как известно, контроль над «Киевэнерго», которое монопольно обеспечивает Киев теплом и электроэнергией, осуществляет Ринат Ахметов. Компания входит в энергохолдинг ДТЭК, владельцем которого является Ахметов (у него 72,39% акций «Киевэнерго»). Зато председателем правления «Киевгаза» является Сергей Горовой, зять лидера парламентской фракции «Оппозицийного блока» Юрия Бойко. При этом 60% акций «Киевгаза» принадлежит ЗАО «Компания Киевэнергохолдинг»; по сообщениям СМИ, контролирует эту компанию группа Игоря Кононенко, бизнес-партнера президента Петра Порошенко. Немало пользователей задают логичные вопросы: во-первых, почему сотни тысяч киевлян должны страдать, когда олигархи дерутся между собой, во-вторых, как можно так дискредитировать Украину перед гостями Евровидения (или кто-то думает, что ничего никто не заметит, если целые улицы и районы лишают горячей воды)?
Но масштабный песенный конкурс должен состояться при любых обстоятельствах!