Украинский триумф в Вене
Есть события, происходящие раз в сто лет. Но имеют такой символический вес, что их потом еще столетия вспоминают. Именно на таком событии мне посчастливилось побывать в этот вторник. Как известно, Вена является столицей классической музыки. В австрийской столице есть три главных зала для выполнения такой музыки: опера, филармония и концертхаус. Именно в последнем, в зале Моцарта, во вторник состоялся большой украинский концерт, ставший абсолютным успехом для украинской культурной дипломатии.
Ровно сто лет назад в Вене большой концерт дала "Украинская республиканская капелла" Александра Кошица и Кирилла Стеценко. Целью ее мирового турне было показать богатство украинской культуры, самобытности украинского народа, чтобы таким образом утвердить право УНР на жизнь и добиться признания мировым сообществом. Это был первый в истории нашего государства успешный пример культурной дипломатии. За 5 лет капелла с триумфом выступила в 17 странах мира, вызвав большой резонанс (более 1300 откликов в СМИ) и обеспечив Украине политическую узнаваемость.
И вот через сто лет в одном из самых престижных музыкальных залов Вены - Wiener Konzerthaus - опять проходит украинский концерт. Во время своего дебюта в Венском Концертхаусе всемирно известная сопрано Татьяна Мельниченко, в репертуаре которой роли Абигайль (Набукко), Леди Макбет (Макбет), Лиу (Турандот), выполнила украинские романсы, написанные для этого концерта Мирославом Скориком. Сам маэстро Скорик тоже прибыл в Вену, чтобы присутствовать на этом важном событии. Романсы от живой легенды украинской академической музыки на стихи Богдана-Игоря Антонича прозвучали в одном из главных концертных заведений Вены.
Пианист Роман Лопатинский, скрипач Михаил Захаров и виолончелист Алексей Шадрин, уже хорошо известные в мире классической музыки, выполнили также фортепианные трио Антонина Дворжака и основателя украинского музыкального модернизма Бориса Лятошинского. Публика так долго кричала им браво, что после окончания программы музыканты были буквально вынуждены вернуться на сцену и сыграть на бис произведение Шуберта.
Удивительно, но организовал этот концерт один человек - Александра Саенко. Она нашла партнеров, спонсоров, участников, договорилась о престижном зале, позаботилась о логистике; недаром на фуршете после концерта люди шутили, что Александре надо поставить памятник за это. К слову, этот концерт является частью большого фестиваля, который организует общественная организация Александры «Ustream / Ukrainische Kulturtage». В рамках фестиваля проходят лекции, выставки, концерты и литературные чтения.
Все эти меропрятия также являются частью билатерального Года Украины в Австрии и Года Австрии в Украине, которые чрезвычайно успешно проводят многие институты и организации. Это, в частности недавно созданный Украинский Институт, который на эти проекты получил финансирование из государственного бюджета. Стоит также упомянуть титаническую работу украинского посольства в Австрии во главе с Александром Щербой. Глядя, как профессионально и мудро все это организовано, чувствуешь что-то вроде гордости: наконец Украина научилась рассказывать о себе миру!
Отдельного внимания заслуживает фокус именно на классической музыке. Потому что это тот язык, которым следует разговаривать с австрийцами. Когда в одном из самых престижных залов страны (и Европы!) на самом высоком уровне проходит концерт украинской классической музыки, то это меняет сам стереотип австрийцев об Украине. Ага, значит - это не варвары какие-то, не мужики, у них есть высокое искусство! И, оказывается, уже сто лет назад было, ведь здесь выступала украинская капелла! То есть Украина появилась на свет не в 1991 году, это народ со своей историей и культурой. Собственно так и должна работать культурная дипломатия.
Очень рад, что побывал на этом концерте. Это был триумф!