Вкус «Кровянки»
Лучшим фильмом Национального конкурса на 46-м кинофестивале «Молодость» признали короткометражку киевлянина Аркадия Непиталюка «Кровянка». Это радостная новость как для самого автора, так и для всего поколения режиссеров, которые заканчивали кинофакультет в 1990-х и имели намного меньше возможностей для самореализации, чем сегодня.
Герой фильма, Андрей, помогает родителям в селе подготовиться к приезду его девушки Марии. Главным деликатесом на обеде должна стать кровянка – колбаса из свиных требухов и крови. Во время приготовлений Андрей украдкой признается отцу, что Мария – еврейка. Сообщить об этом матери мужчины не осмеливаются. Наконец начинается обед, напряжение нарастает, пока не переходит во взрыв.
То, что хочется отметить сразу, – социальная точность фильма (что для нашей кинематографии до сих пор в диковинку), даже в том, как разговаривают герои: старшие – на суржике, у Андрея, с недавних пор горожанина, русизмы слышны лишь изредка, девушка – вероятно, из городской интеллигенции – общается на чистом украинском. Но важно здесь не только знание быта, воспроизведенного вплоть до подробностей приготовления колбасы, – но и тех темных, некомплиментарных сторон сельской жизни, которые посредственный режиссер скрыл бы за фальшью фольклорного любования. То, что начинается как анекдот, превращается в драму: украинское село не на шутку отягощено суевериями, предубеждениями, ксенофобной ограниченностью – но повествование таки завершается на более-менее оптимистичной ноте. Ради этого режиссеру пришлось буквально подняться над схваткой: в общем верхнем плане, еще и под финал, всегда есть что-то метафизическое. Высшей силой здесь выступает сам ход истории: украинская семья должна примириться и между собой, и со внешним миром. Пусть даже во дворе звучат выстрелы и проклятия; к счастью, это не человеческая кровь – лишь фарс, кровянка.
Автор заслуживает похвалы и с точки зрения драматургического мастерства. Непиталюк хорошо держит сюжет, не ошибается в диалогах, знает, когда внести разрядку, а когда – ускорить действие. Надеюсь, в полнометражном дебюте Аркадия «Припутни», который должен вскоре выйти на экраны, все эти качества суммируются в блестящем результате.
И, если смотреть шире, еще один вывод из успеха фильма – наше кино должно научиться рассказывать об узнаваемых героях в узнаваемых обстоятельствах – либо исчезнуть.