Возвращение
«Домой» - фильм Наримана Алиева, крымского татарина, был показан в Каннах, в почетной программе «Особый взгляд» и в лучшем зале фестиваля «Дебюсси»
После просмотра аплодисменты не стихали минут десять: редкость для Канн и их избалованной публики.
Сюжет этой картины, казалось бы, прост – отец едет хоронить своего убитого сына – убитого, очевидно, в ходе российской военной авантюры по захвату Крыма. На трупе юноши видны следы пыток: режиссер при этом ни на чем не настаивает, ничего не говорит прямо, не показывает ужасов, но зато показывает ужасающий результат российской экспансии, «вежливый» захват Крыма.
Отец готов на все, даже умереть, но только после того как достигнет цели – вернется на родину и похоронит сына только в Крыму, только там, хотя эта затея кажется безумной не только окружающим, но и брату убитого, второму ребенку, сопровождающему своего отца в этом трагическом путешествии.
Нариман Алиев, несмотря на молодость, помнит историю своего народа: так что это отчасти автобиографическая история, история геноцида новейшего времени, повторение сталинских репрессий в отношении крымских татар.
За частной, «маленькой» трагедией тем не менее встает призрак большой истории, сталинских ужасов переселения народов, потери родины, геноцида.
Нариман Алиев отчетливо дает понять, что история повторяется, что мир погружен в архаику, что Украина и Крым, имея такого соседа как Россия, обречены на вечное повторение пройденного.
«Домой» - драма почти античного накала, история величайшего отречения ради, казалось бы, призрачной цели – чтобы вернуть тело в родную землю.
Но что для современного человека – «глупость» и «каприз», для героя картины, убежденного мусульманина и крымского татарина – вопрос чести.
В ее подлинном, онтологическом понимании – когда честь дороже жизни.
Его путь домой – это, собственно дорога к истокам, к обретению своей идентификации: назло Року, судьбе, назло самому ходу большой Истории.
В Каннах сейчас мало таких картин - снятых, как говаривали раньше – кровью сердца. О том, что тебе истинно близко – но и мастерски, на высоком художественном уровне.
Браво!
Диляра ТАСБУЛАТОВА, Канны