Вытеснение, устранение, недопущение...
В истории того или иного украинского рода - ключ к разгадке причин такого явления, как отсутствие в современной Украине национальной элиты. То есть она существует, но не влияет на процессы созидания государства и неизвестно, когда его получит. Я несколько лет исследовала историю одного рода, жизнь которого связана с городом Дрогобыч в Галичине, центром солеварения. Свою родовую фамилию основатели рода получили как шляхтичи-землевладельцы, которые владели своей долей и в солеварении. А начинали как воины Грюнвальда. Вследствие неизвестных пертурбаций они потеряли землю в своем селе и перебрались в город. Причина – не хотели стать римокатоликами. В XVI веке они были мещанами Дрогобыча, некоторые из них стали райцами и лавниками при магистрате, но, возможно, в результате Хмельнитчины, оказались неудобными и их вытеснили в пригород, своеобразное гетто для православных и евреев. На жизнь города они больше не имели влияния.
Австрийская оккупация лишила их шляхетства окончательно. Они либо не могли, либо не имели средств его подтвердить. Тогда и исчезли и придомки из шляхетских фамилий. В начале XIX века не все имеют даже статус предмещан, который освобождал от барщины. Некоторые историки считают предмещан маргиналами, приравнивая их к крестьянам, но это все уловки колониального сознания. Вытесненные из собственных дворов, отстраненные от городской жизни, они на самом деле были хранителями украинской идентичности. Оборотней среди этой социальной группы было очень мало. Честь рода, несмотря на потерю шляхетства, была приоритетной. Даже учась на польском и немецком языках, эти жители пригорода не ассимилировались.
Во второй половине XIX века именно они, предмещане, становятся активными участниками культурного национального возрождения и пытаются дать своим детям гимназическое и университетское образование. Но нелояльность к власти, а с другой стороны - недоверие власти не дают им сделать карьеру, например, чиновника или политика. Некоторые эмигрируют за океан.
ХХ век – время политических репрессий и физического уничтожения древних украинских родов, в результате которых погибают наиболее активные и национально сознательные личности. Советский режим отбирает у бывших предмещан землю, дома и не доверяет им. Они могут достичь определенной ступени в служебной карьере, но никогда не станут ни директорами школ, ни руководителями промышленных предприятий. Всегда на третьих ролях, тем более что сотрудничать с КГБ или горкомом Компартии им не позволяет совесть и репрессированные родственники. Центр города занимают завезенные россияне или русскоязычные «схидняки», которым абсолютно чужды история края и культурное наследие прошлого. Оккупационные власти не доверяют наследникам древних городских традиций и понемногу убивают их социальный и политический интерес, загоняют во внутреннюю эмиграцию.
Когда распадается Советский Союз, все экономические активы оказываются в руках нелюстрированных партийных боссов и руководителей предприятий, которые, чтобы сохранить их, прибегают к услугам люмпенов, которые впоследствии благодаря их поддержке и рекомендации занимают чиновничьи кресла. Места для проукраинских патриотов, среди которых есть специалисты высокого класса, порядочные, образованные люди, не предусмотрено. Теоретически, если кто-то из них докажет свою верность, войдет, как говорится в долю, он может попасть на третьи роли. Но это ловушка, из которой живыми не выходят. Поэтому лучшие просто уезжают из страны, что является, по сути, изгнанием. Остаются пожилые люди и члены семей эмигрантов. Мы привыкли рассматривать сегодняшний массовый исход украинцев как явление экономическое и социальное, вместе с тем оно во многом является политическим явлением. Если бы элита была достаточно организована и активна... Но она прошла путь от вынужденной пассивности к осознанной, и это наложило отпечаток на ее политическую жизнь.
Вот такая короткая история украинской национальной элиты, которая не могла управлять страной. Она просто вымирает. Новая элита, которая родится в огне противостояния, возможно, сумеет взять власть в свои руки и создаст традицию на основе давних базовых ценностей старой.