Затянувшийся сеанс
Сегодня у соседей — запланированное победобесие. Сегодня минуло ровно 75 лет с начала того, что там называют Великой Отечественной войной. В действительности СССР вместе с Украиной как его частью вступил во Вторую мировую войну почти одновременно с Германией, в сентябре 1939 года, но это общеизвестные вещи. Гораздо интереснее присмотреться к истокам сегодняшнего милитаристского безумия.
Не будет преувеличением сказать, что фантазматичный культ Великой Победы в значительной степени основывается на образе войны, созданном даже не в учебниках, романах или в газетах, а в кино — самом массовом искусстве советских времен. В фильмах. Фильмах смешных и страшных, зрелищных и психологически глубоких, массовых и авторских; фильмах со знаменитыми звездами и с начинающими актерами, которые стали звездами потом; фильмах, сделанных с дулей в кармане или полностью лояльных.
Народ эти картины смотрел безотказно. Не только потому, что не имел выбора: как же может быть неинтересным борьба наших против чужих, в которой все наши — рыцари, красавцы и умницы, а чужие — сильные, коварные, но тупые и уродливые?
В целом, военное кино предлагало полный набор всех основных типажей и образцов для подражания — от стильного интеллектуала Штирлица до грубоватых отчаянных бойцов из «Аты-баты, шли солдаты». Для жителей страны, чья жизнь пропиталась повседневным унижением, ложью и безвыходной рутиной на опостылевшей работе, вся эта киновойна была утешением. Поэтому эти фильмы пересматривали многократно. По сути, Великая Отечественная — это война, созданная советскими режиссерами для замены исторической памяти.
И эта виртуальная реальность до сих пор живет в России, а частично — и в Украине. Перевязанная георгиевскими лентами, пропахшая водкой, переполненная шовинистическим пафосом, она, в конечном итоге, не могла не породить настоящее кровопролитие.
Однако — у любой, даже самой продолжительной киноленты есть титр «конец».