«20.06—26.06.2014»
За что мы стояли на Майдане? Этим вопросом задаются все, кто был там с первого до последнего дня и кто бывал там время от времени, те, кто зимовал в промерзших палатках и кто посещал только воскресные вече, кто таскал шины и булыжники на передовую и кто только фотографировался на Майдане все последние четыре месяца. Но чаще всего этим вопросом задаются те, кто видел Майдан только по телевизору. И даже те, кто приложил максимум усилий, чтобы потопить Майдан во лжи и крови — в Киеве они или в Москве, — и те сейчас задаются вопросом: за что мы стояли на Майдане?! Вчера еще какой-нибудь ретивый писака из лояльной власти газеты поливал Майдан грязью, а сегодня он — почтенный журналист патриотического издания — кричит во весь голос: «Нас обманули!» И тысячи голосов тех, кого еще вчера он называл бандеровцами, фашистами, наркоманами и уголовными элементами, теперь вторят ему, внимая каждому его слову.
• Как же легко оказалось манипулировать общественным мнением, даже теми, кто вроде бы не приучен за многие годы доверять средствам массовой информации. Достаточно говорить то, что нравится людям, потакать человеческим слабостям, играть на страхе, ксенофобии, сентиментальности, гневе, растерянности. Напишешь несколько красивых слов о Небесной Сотне, процитируешь столь популярную песенку о президенте нашего восточного соседа, и все — читатель твой, и ты можешь впарить ему, что тебе угодно. И вот информационное поле Украины заполонили новые-старые герои — современные воплощения популярных киногероев из детского фильма «Приключения Буратино». Помните песенку лисы Алисы и кота Базилио из своего детства: «...На хвастуна не нужен нож. Ему немножко подпоешь — и делай с ним, что хошь...», и дальше о еще одной категории граждан, которой «с три короба наврешь», и точно так же делай с ней, «что хошь»? Песенка эта, очень резкая, но оттого не менее правдивая, на все времена стала гимном информационных войн, которые повсеместно ведут нечистые на руку правительства и отдельные политики.
• Вот, к примеру, у нас, в Украине. Ни для кого не секрет, что Майдан 2013 года кардинально отличается от Майдана 2004 года. Тот, прежний, имел своих четко выраженных вождей — тех, кто стоял тогда на сцене, хватило и на то, чтобы сформировать власть, пусть и не долго, но пользовавшуюся доверием вчерашних революционеров. Теперь, наученные горьким опытом, мы четко уяснили для себя: те, кто в Украине называли себя оппозицией, на самом деле являлись органической частью ненавистного народу режима. С самых первых дней нового Майдана его сцене доверяли немногим больше, чем тем, кто засел за спинами «Беркута» на Банковой и Грушевского. Убедительная победа в первом туре Петра Порошенко (в первые дни Майдана отнюдь не фаворита политической гонки) стала результатом этого всеобщего недоверия — никто из тройки лидеров сцены Майдана не мог бы рассчитывать на столь оглушительный успех.
• И новоизбранный президент тут же стал жертвой всеобщего предубеждения: «Если нас обманули в 2004-м, — считают многие, — нас обманут и в 2014-м». Доказательства этих своих предубеждений и страхов так легко увидеть в ежедневных новостях, которые столько месяцев подряд несут лишь горечь разочарования и растущую день ото дня усталость: «За что мы стояли на Майдане?!» Многие из тех, кто там стоял, хотят всего и сразу. Да еще и те, кто с самого начала принял Майдан со скепсисом, подтрунивают: «Ну и за что вы стояли на Майдане?» За то, чтобы олигарх стал президентом? За войну? За экономический кризис? За рост тарифов? За то, что и депутаты, и милиция, и прокуроры, и судьи — все до сих пор на своих местах? Вопросы справедливые, и внятного ответа на них пока от новой власти мы не дождались. Казна, опустошенная не ею, выплаты по долгам, сделанными не ими, война, которую развязали не они — сотни и тысячи повседневных проблем, которые непосильным грузом навалились на новоизбранного президента и обновленный Кабмин. В сотый и тысячный раз просить, подождите? Полноте, готовы ли их услышать, готовы ли им поверить?!
• И тот, кто так боится снова, как и в 2004-м, быть обманутым, вследствие своего страха действительно становится жертвой обмана, теперь уже со стороны тех, кто громче всех кричит о пришедших к власти обманщиках. В Украину пришел политик нового типа — тот, кто обещает все и сразу, кто дает эффектную телевизионную картинку и говорит много правильных слов. Если раньше популизм был лишь одним из инструментов политической борьбы, всего лишь одним из патронов в обойме каждой украинской политической партии, то теперь на сцену вышли игроки, настроенные исключительно на быстрый и легкий успех, вооруженные лишь голыми обещаниями и целым набором телевизионных комиксов с собой в главной роли. Громкий успех Олега Ляшко объясняется не только его превосходными актерскими способностями, но и востребованностью обществом его популистской модели. Ведь так хочется услышать, что есть простые ответы на сложные вопросы, простые решения сложных проблем, что все чаяния Майдана можно воплотить не когда-то в отдаленном будущем, к которому предстоит очень трудный многолетний путь, а уже сегодня. И неважно, что эффектная телевизионная картинка с допросом пленных сепаратистов всего лишь постановка, неважно, что обещания нереалистичны, а рецепты убийственны. Те, кто стоит за популистским политиком нового типа, прекрасно понимают всесокрушающую силу популизма и намерены использовать это оружие по полной — против нас с вами и против Украины. Гриценко, Царевы — все это вчерашний день, карлики, напрасно пытающиеся догнать уходящий поезд. Теперь в ходу не троллинг, не остроумная или просто кажущаяся такой критика. На вооружение взята методика Femen — создание громких инфоповодов (если не обнаженная женская грудь, то пленный сепаратист в трусах — картинка, мимо которой не сможет пройти ни одно средство массовой информации) и набор дешевых необязательно связанных между собой политических лозунгов.
• Не только эгоизм популистов разрушает страну. Те, что ведут информационную войну в Украине, не ограничиваются средствами прямой агрессии — пророссийскими средствами массовой информации, подчас бесплатно и беспрепятственно распространяемыми до сих пор по всей территории страны. Однако их влияние ограничено, они имеют свою узкую аудиторию и вряд ли способны причинить вред больший, чем они уже успели принести. Зато есть многочисленные менее явные орудия тайной войны — информационные сайты или отдельные авторы, время от времени среди вполне безобидных новостей сообщающие сенсационные скандальные новости, немедленно подхватываемые десятками тысяч впечатлительных граждан. И бесполезно предупреждать, что источником этой новости является сайт сомнительной репутации, что новость эта не подтверждена и ее распространение нанесет больше вреда, чем пользы. Сколько вреда эти технологии принесли еще в дни Майдана, когда чуть ли не каждую ночь бессонно дежурившие у мониторов граждане поддерживали бесконечную волну ложных панических новостей. Так и совсем недавно сперва в Интернете, а потом и в печатных СМИ прошла волна публикаций о том, что большинство беженцев из Крыма, Донбасса является украиноненавистниками и скрытой пятой колонной. Нетрудно заметить в этом информационном вбросе набитую руку авторов концепции о «трех сортах украинцев». Сеять панику, взаимное недоверие, поддерживать и направлять агрессию украинцев не против их общего врага, а на внутренние конфликты... Разделяй и властвуй — не этой ли максимой руководствовались все наследники древнего Рима, вплоть до Рима Третьего? Так почему же мы раз за разом позволяем им нами управлять?
• Для того чтобы превратить россиян в обезумевших фанатиков, Владимиру Путину понадобилось без малого 15 лет. Судя по тому, как идут дела у нас в стране, украинцам понадобится времени раз в 10 меньше. Самые примитивные мысли, простые идеи, простые лозунги, самые простые ответы на самые сложные вопросы, и волны ненависти, ненависти, ненависти... Радость в социальных сетях по поводу фотографий убитых врагов, погромы у посольства и представительств российских банков, призывы к мести, к новой и новой крови... Российская пропаганда столько твердила об украинских фашистах, что она уже не остановится, пока украинцы в них действительно не превратятся, сколько бы еще трупов для этого ни понадобилось. Единственный способ победить в этой войне — остаться людьми, или же превратиться в украинское подобие нынешней России. И тогда все наши жертвы были зря.