Перейти к основному содержанию

Актуальность как проклятие

Патентованные мятежники от искусства, когда вспыхивает настоящий бунт, практически никак не могут ответить на этот вызов
02 сентября, 10:09
ЖАННА КАДЫРОВА ВЫРЕЗАЛА ИЗ ОБГОРЕВШЕЙ КИРПИЧНОЙ СТЕНЫ КАРТУ УКРАИНЫ, РЯДОМ НА ПОЛУ ЛЕЖИТ ОБЛОМОК, ОЧЕРТАНИЯМИ ПОХОЖИЙ НА КРЫМ / ФОТО СЕРГЕЯ ИЛЬИНА

Современное искусство еще часто называют актуальным. Вообще это термин неточный, даже несколько скользкий. Копий здесь поломано много, но с некоторой осторожностью можно допустить, что актуальными преимущественно называют художников, которые пользуются приемами и техниками, наработанными в послевоенную эпоху (инсталляция, перформанс, хэппенинг, видеоарт, медиа-арт), а также  критически настроенных относительно господствующей социальной системы, чувствительных к тому, что происходит в обществе, и как следствие — в своем творчестве часто  политически и социально заангажированных.

Искусство, которое, по крайней мере, формально, подпадает под эти категории, в публичном поле представлено достаточно широко еще с начала 1980-х, когда были сняты цензурные запрещения. Начиная от легендарной группы «Парижская коммуна» (из которой вышел действительно выдающийся живописец, рано погибший Олег Голосий) и вплоть до выставок в Центре Пинчука, имеем определенный набор имен, которые, с небольшими вариациями, заполняют галереи, музеи, большие и малые вернисажи. О них много пишут и говорят, они умело работают с информационным пространством, преподнося себя как эстетичных и политических радикалов.

И так было вплоть до начала революции.

После зимних событий прошло две больших выставки в наибольших центрах актуальности — PinchukArtCentre и в «Художньому Арсеналі». По ним можно было понять, насколько изменились наши художники.

«Страх и надежда» — групповой вернисаж победителей Премии PinchukArtCentre разных лет — Артема Волокитина, Никиты Кадана, Жанны Кадыровой — еще продолжается. Представительница  того же поколения — Алевтина Кахидзе — показывает персональный проект «TV Studios/Комнаты без дверей» в специальном зале PAC-UA.

«Експонат. Нероздільне» Кадана (2014) — огромный стеклянный куб, заполненный  пеплом. Рядом — накрытые стеклом «Робочі матеріали. Провина зображень» — собранная Никитой подборка фотографий авангардных зданий и скульптур из советских и польских изданий коммунистических времен в сочетании с подпольной советской порнографией; самый сильный образ — выцветшее фото с обнаженными мужчиной и женщиной: женщина смотрит просто в объектив, и этот тревожный взгляд, очень далекий от мнимой алчности, говорит о времени и обстоятельствах намного больше, чем даже разложенные рядом пропагандистские брошюры.

Кадырова вырезала из обгоревшей кирпичной стены карту Украины: лицевая сторона покрыта копотью, а тыльная сторона оклеена старыми советскими обоями; рядом на полу отдельным обломком лежит такой же черный фрагмент, очертаниями похожий на Крым.

Наконец, у Волокитина на видео «Сестры» (создано в 2006-м и отредактировано в 2014 году) четыре женщины в траурной одежде оплакивают свою мать — без звука, без титров.

Этим список экспонируемых работ не ограничивается, но, собственно, именно упомянутые композиции, в которых все понятно без слов и подробных пресс-релизов, более-менее запоминаются. Остальные произведения выглядят ненужным кокетством стиля, перебиранием затертых, выцвелых приемов.

Но это не персонально чья-то проблема. Вернисаж в «Художньому Арсеналі», который закончился немногим больше недели тому назад, имел название «Новая украинская мечта. Роль искусства в период кризиса» и был достаточно масштабным, с привлечением авторов последней четверти века. Влияние кризиса там пытались честно воспроизвести: сразу несколько участников нарисовали БТРы и военных, кто-то выставил настоящий муравейник (пытаясь воплотить распространенное сравнение Майдана с муравейником), кто-то рассыпал по полу грабли перед огромным транспарантом  с надписью «Терпи» — но дело в том, что в Украине давно перестали терпеть и на те же грабли наступать не собираются. О постмодернистских упражнениях  ветеранов 1980-х просто и говорить неинтересно — такое впечатление, что эта часть арт-сообщества никак из тех 1980-х не может выбраться. И, в целом, подавляющее большинство опусов просто тускнели на фоне небольшой подборки фотографий с Майдана, которую разместили  при входе. Для искусства, которое самоидентифицируется как актуальное, — ситуация  не очень приятная.

Но есть и другие примеры.

Матвей Вайсберг, который никогда радикалом не был и всегда от актуальных течений дистанционировался, весной написал цикл полотен «Стена» по мотивам революционных событий. И именно это стало первой убедительной попыткой художественного осмысления того, что произошло.

У Вайсберга,  прежде всего, говорит цвет. Цветовая пластика мира замирает в нужные мгновения, отображается на полотне отдельной драмой.

Текучие красно-черные вспышки. Белесые сумерки и угольные тучи дыма. Охристые фонари над полем боя. Огневые пунктиры, которые прорезают низкое  небо. Абрисы людей, зданий в тесноте атак, пожаров, фигур, которые бегут или падают, жестов угрозы или победы. Но это лишь мое описание. У каждого на этой войне была своя баррикада, и как выразить то, что происходило те три месяца со всеми нами? Как передать без фальши и самоумиления кошмарную смесь из тревоги, бессонницы, страха, беспомощности, ненависти, ярости, восторга, надежд, горя, где остановиться в этом бесконечно переменчивом пейзаже тектонического сдвига?

Вайсберг ищет ответ в каждой отдельной картине и в каждом живописном аккорде нового цикла. Он не следует точной хронологии, избегает линейных сюжетов. На полотнах есть узнаваемые образы — горнист, который играл сигналы к контратаке на Институтской, колоннада стадиона «Динамо» или пешеходный мостик над Майданом. Однако узнавание в «Стене» более глубокое, за рациональной чертой. Мы здесь угадываем себя в обстоятельствах, которые казались невероятными во всех смыслах. Узнаем в этой стене полотен — жизнь и смерть. Узнаем цвета своего (революции) достоинства.

76-летний харьковчанин  Борис Михайлов  давно признан  одним из наилучших фотохудожников Европы. Он  постоянно живет в Берлине, однако подавляющую часть своих циклов делает на украинском материале. Новая серия Бориса Андреевича называется «Театр военных действий. Акт второй. Тайм-аут».

Михайлов — не репортер, его интересует не столько история, сколько люди с историей. Так же его серия фотографий Майдана — не репортаж, скорее, авторская книга, развернутая до размеров экспозиции; внимательное и небезразличное воссоздание восстания сквозь авторский объектив. Михайлов не боится показывать людей уставших и в плохом виде, людей растерянных. Местами он преднамеренно отстраняет материал: часть фото с помощью краски превращена в картины, одна и та же сцена с повстанцами около баррикады сфотографирована с двух ракурсов и потом смонтирована в единое целое, что хорошо передает напряжение тех дней, а иногда, напротив, он повышает эмоциональный компонент до почти нестерпимого уровня, монтируя сцену расстрела на Институтской с кадрами рыдающей женщины. Некоторые фотографии («карточки», как их называет Михайлов) прокомментированы самим автором — подписаны от руки, и комментарий тоже становится частью композиции. На серии случайно сделанных «карточек» вдруг появляется еще живой Сергей Нигоян. Взгляд парня в каске с надписью «Свобода смерть» (вместо «или» — череп с костями) на щите говорит о трех месяцах противостояния больше, чем сотни других кадров. Одним словом — Михайлов, живя преимущественно в Германии, смог создать о Майдане не только документальное свидетельство — таких уже множество, но и полноценное визуальное произведение.

Бадри Губианури — вообще художник неброский. Выставляется нечасто, в местах наподобие PinchukArtCentre и «Мистецький Арсенал» в качестве участника не появляется. В 2010 году Бадри  создал странное полотно: собрал огарки церковных свечей и сделал из них прямоугольник размером со среднюю картину. Получилась неровная, темно-медового цвета поверхность, в которой похоронены десятки изогнутых, обгоревших свечей. Сначала эта работа казалась слишком патетической, ограниченной религиозным контекстом. Однако  наступил 2014-й, наступило 20 февраля 2014-го, началась война  — и стало понятно, что эта композиция не просто актуальна, а обжигающее актуальна.

Следовательно, что получается? Патентованные мятежники от искусства, когда вспыхивает настоящий бунт, практически никак не могут ответить на этот вызов.

И с другой стороны, художники, которые не выступают с манифестами, избегают лишней шумихи, оказываются актуальнее самых актуальных — настолько, что работы, сделанные еще задолго до событий, оказываются более чем своевременными.

По-видимому, причина проста и банальна: степень одаренности. Именно так, эту банальность я с наслаждением повторю: талант актуален всегда.

Наверное, нужна временная дистанция. Или же — появление новых талантов. Но что-то должно измениться. Обязательно. Потому что делать вид, как будто ничего не произошло и продолжать развлекать себя комфортными играми с предварительно известным результатом, нельзя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать