Перейти к основному содержанию

Александр Розенбаум: беда без ума

23 сентября, 16:32

Несколько дней назад произошла сенсация. Известный российский бард Александр Розенбаум в интервью «Аргументам и фактам» осудил советскую оккупацию стран Балтии и призвал покаяться перед народами этих стран. «Конечно, мы оккупанты Эстонии, Латвии и Литвы. Время было такое. И так сложилось. Но нужно извиниться и покаяться. Сила человека в умении попросить прощения. Ничего в этом страшного нет. Государственные люди набедокурили в прошлом веке, давайте на государственном уровне закроем этот вопрос и извинимся. Мы же по-настоящему не покаялись даже перед самими собой ... Давайте извинимся и начнем все с ноля при этих границах ».

Вместе с тем Розенбаум резко высказался в адрес Украины. «Сегодня не быть в [украинском — С. Г.] черном списке приличному человеку просто неприлично. Дорогие друзья, после Нюрнбергского трибунала называть улицы и проспекты именами Бандеры и Шухевича — это преступление. Для любой приличной и разумной страны это просто позор».

Читаешь и удивляешься: неужели официальная российская культура такая большая и мощная, что взяла в свой плен и осквернила такого когда-то умного человека? Я был на многочасовой встрече с Розенбаумом на частной киевской квартире еще в первой половине 1980-х, и тогда он не имел, казалось, ни единой точки соприкосновения с официальной культурой. А теперь популярный бард повторяет шаблоны сталинской пропаганды и безапелляционно решает, что есть преступление, что есть пристойность и что есть позор.

Прежде всего, неужели Нюрнбергский трибунал вынес какие-то вердикты по Бандере и Шухевичу? Что, там рассматривались их собственные поступки или действия возглавляемых ими структур — ОУН (р) и УПА? Нет. Правда, советская сторона в лице судьи Ионы Никитченко и обвинителя Романа Руденко (на чьих руках кровь десятков тысяч жертв сталинского террора) предприняла попытку сделать деятельность украинских националистов предметом рассмотрения, но это не было поддержано другими организаторами трибунала, очень уж неубедительными оказались советские аргументы. Скажем, представленный советской стороной полковник разведки Эрвин Штольце отметил: «В период отступления немецких войск из Украины ... лично Канарисом было дано указание о продолжении борьбы, проведении террора, диверсий, шпионажа. Специально для руководства националистическим движением оставались официальные сотрудники, офицеры, агентура. Были даны указания о создании складов оружия, продовольствия и т. п ... Связь между фашистами и националистами возлагалась на абверкоманду 202». Но ведь это не что иное, как полная туфта, сфабрикованная чекистами! Не мог немецкий офицер произнести: «Связь между фашистами и националистами ...». Он бы говорил о связи между Вермахтом и украинскими националистами или как-то в этом роде. А вдобавок только в СССР называли немецких нацистов «фашистами». Более того, адмирал Канарис 11 февраля 1944 года по приказу Гитлера был отстранен от должности руководителя Абвера и фактически посажен под домашний арест. Тогда шла Корсунь-Шевченковская битва, то есть немецкие войска кое-где еще стояли на Днепре и совсем не готовились отступать ни с Центральной и Южной, ни с Западной Украины. Так что никаких «указаний Канариса» не было.

Впрочем, тут есть нюанс. В стопку трофейных немецких документов, которые подал СССР для подтверждения преступлений нацистов на украинской территории, чудом попал один, в котором говорилось о том, что ОУН Бандеры готовит восстание в Украине, что именно националисты представляют наибольшую угрозу для немецкого господства, и что членов ОУН нужно отлавливать и вешать. Этот документ официально опубликован в материалах Нюрнбергского процесса (в тех томах, которые не были переведены на русский язык), а поэтому можно утверждать, что процесс зафиксировал борьбу украинских националистов против установления нацистами «нового порядка» на оккупированной территории, хотя и не вынес по этому поводу никакого вердикта.

Или, может быть, для Розенбаума Бандера и Шухевич являются — в лучших канонах сталинской пропаганды — «украинско-немецкими националистами»? Но ведь такого национализма в принципе быть не могло, потому что любой националист отстаивает интересы своей нации. Сталин как специалист по национальному вопросу это прекрасно знал, но активно пользовался этим термином в расчете на то, что дураки еще и не в такое поверят — и был прав ...

Во-вторых, чем провинились перед Розенбаумом Бандера и Шухевич? Первый почти всю советско-германскую войну отсидел в нацистских тюрьмах и концлагерях и не руководил практическими действиями украинских националистов, второй в 1941-42 годах служил в немецкой армии, но не в СС или карательных формированиях, а в структурах Вермахта. «Предателем отечества» он не был, потому что никогда не имел (даже формально) советского гражданства. Однако с нацистами управляемая Шухевичем УПА (кстати, он возглавил ее уже после Волынской трагедии) воевала. Факт этот (помимо многочисленных немецких документов) подтверждает хотя бы запись от 24 декабря 1943 года в дневнике командира партизан генерал-майора Михаила Наумова: «Эта моя третья партизанская зима ставит меня в тупик. Я молю своего бога о том, чтобы немцы до моего прибытия выгнали бы бандеровские банды из Кременецких массивов и вообще из Западной Украины. Тогда было бы легче».

Впрочем, питерец Розенбаум мог взять в руки выпущенную в начале 2000-х в его городе издательством «Нева» книгу историка Александра Гогуна «Между Гитлером и Сталиным: Украинские повстанцы» и прочитать хотя бы аннотацию к ней, если не все основательное исследование: «Словосочетание “украинские националисты” в советское время автоматически означало пособников гитлеровцев и врагов украинского народа. Никто из руководителей страны не хотел признавать того факта, что националистическое движение на Украине не управлялось из Берлина, а имело свою идеологию и свои интересы. На самом деле фанатизм украинских националистов схлестнулся в смертельной схватке с безжалостными тоталитарными машинами как гитлеровского рейха, так и сталинской империи».

В-третьих, возьмем такой щепетильный (но и точный) идеологический показатель, как антисемитизм. Уже в марте 1942 года, согласно немецкому рапорту, «... В Житомире, Кременчуге и Сталино были арестованы несколько последователей Бандеры за то, что пытались склонить население к идее независимости Украины. Тогда же было установлено, что группа Бандеры обеспечивала своих членов и евреев, работавших на это движение, фальшивыми паспортами». С возникновением УПА в ее рядах появляются евреи: врачи, санитары, сапожники, обозники, а затем — и разведчики, рядовые стрелки и боевые командиры. В лесах под охраной УПА появляются еврейские лагеря. В одном из таких лагерей у Пориц, на Волыни, находилось 100 евреев, а в другом, в Кудрунках — около 400 человек. Есть данные о нападениях отрядов УПА на охранников гетто и освобождении ими нескольких сотен евреев. Один из евреев-врачей под псевдонимом «Кум», чья фамилия так и осталось неизвестной, героически погиб в бою против войск МГБ, защищая свой госпиталь; он посмертно награжден Серебряным крестом за заслуги. Наконец, известно немало нацистских листовок, которые утверждали в присущем им стиле «ОУН — оружие еврейского большевизма».

Или, возможно, Розенбауму не нравится цели украинского национального движения, зафиксированные на III Большом сборе украинских националистов летом 1943 года и проведенном под руководством Романа Шухевича? А там говорится о неприятии любых форм тоталитаризма, о политическом плюрализме, о конкретных вещах, за которые борется ОУН — «за индивидуальное и коллективное пользование землей, в зависимости от воли селян», «за свободный труд, свободный выбор профессии, свободный выбор места работы», «за свободу профсоюзов», «за свободный доступ ко всем научным и культурным достижениям человечества», «за свободу печати, слова, мысли, убеждений, веры и мировоззрения. Против официального навязывания общественности мировоззренческих доктрин и догм», «за полное право национальных меньшинств лелеять свою собственную по форме и по содержанию национальную культуру», «за равенство всех граждан Украины, независимо от их национальности, в государственных и общественных правах и обязанностях, за равное право на труд, заработок и отдых»... Действительно, подрывной документ ...

Иными словами, бард Розенбаум зарекомендовал себя в интервью как преданный сталинец и российский имперский шовинист. Похоже, для него (не того, каким он был более трех десятилетий назад, а нынешнего) само слово «Украина» уже является негативным раздражителем: не было, нет и быть не может!

... Вскоре, впрочем, выяснилось, что крайне плохая не только Украина, но и государства Балтии, и покаяться Розенбаум призвал не за советскую оккупацию этих стран, а за ... Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Италией, Великобританией и Францией о разделе Чехословакии, что никаких оккупантов не существует, что проклятый блок НАТО разворачивает базы в Балтии, и это страшная вещь — и т. д., и т. п. Впрочем, судите сами: «Они не выдрали из контекста, я действительно так сказал. Но я сказал о Мюнхене, а не о сегодняшних русскоязычных людях, которые здесь живут и которые оказались волей судеб здесь! Это же понятно ... Я хочу, чтобы люди примирились, а для этого нужно делать с двух сторон движение. И с одной, и с другой. При наличии того, что нужно признать, что да, были у нас времена в Мюнхене в тридцатых годах прошлого века, ну давайте же мы все забудем! Но для того, чтобы забыть это, должна к этому потянуться и Россия, и должны потянуться эти страны Балтии, которые не дают паспорта граждан людям. Вообще это полный беспредел и так далее ... Это беспредел страшнейший, и базы [НАТО — С. Г.], и все прочее».

Действительно, страшная вещь официальная российская культура, которая превращает включенных в нее когда-то разумных людей в шовинистических невежд ...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать